Инновационная образовательная площадка
Инновационная модель непрерывной подготовки кадров
"Школа-ВУЗ-Предприятие" по направлениям цифровой экономики
Цель инновационного образовательного проекта:
Формирование гибкой системы взаимодействия университета, общеобразовательных учреждений, региональной власти и предприятий ИТ-кластера в сфере подготовки кадров по направлениям цифровой экономики на уровнях общего среднего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.
Задачи инновационного образовательного проекта:
- Подготовка будущих специалистов к работе в непрерывно развивающейся цифровой экономике;
- Создание сообщества выпускников, нацеленных на продолжение обучения по направлениям цифровой экономики в университете и на дальнейшую работу в пр0мышленных кластерах;
- Формирование гибкой системы поступательного профессионального и карьерного роста в системе непрерывной подготовки;
- Обучение студентов инновационному предпринимательству.
Основная идея инновационного образовательного проекта:
Данная модель является частью элитарного образования, представляющего собой единую структурированную систему взаимосвязанных уровней среднего – для одарённых детей, высшего и послевузовского образования, поддерживающую процесс перехода одаренного субъекта в статус элитарной личности, что позволит, в дальнейшем, сформировать научно-образовательную, управленческую и инженерно-техническую элиту региона. Модель будет построена на условиях частно-государственного партнерства. Планируется подготовка кадров в области цифровых технологий, роботизации, аддитивных технологий, производства беспилотников, транспортных и телекоммуникационных систем и др. Предполагается стимулирование на региональном уровне софинансирования работодателями таких образовательных программ.
Одна из главных проблем перехода на цифровую экономику — подготовка соответствующих кадров. В этой связи администрацией Губернатора Белгородской области (управление информационных технологий и связи) при поддержке Департамента образования Белгородской области инициирован проект подготовки школьников по IT-профилю. Презентация проекта Е.В. Мирошниковым, заместителем руководителя администрации Губернатора Белгородской области – начальником управления информационных технологий и связи области представлена в п. 1.9. IТ-классы открыты с 1 сентября 2017 года на уровне среднего общего образования (10-е классы) в МБОУ «Лицей № 9», МБОУ «Лицей № 10», МБОУ «Лицей № 32», МАНОУ «Шуховский лицей» и МБОУ СОШ№ 50. В реализации образовательных программ принимают участие педагоги общеобразовательных учреждений, преподаватели БГТУ им. В.Г. Шухова, специалисты IТ-компаний. Обучение в IТ-классах ориентировано на формирование у обучающихся осознанного выбора направления профессиональной подготовки и готовности продолжать образование по IТ – профилю, понимания современных IТ-трендов. Однако возникла необходимость в обеспечении сетевого взаимодействия университета и школ в обучении школьников 10-11 классов по ИТ-профилю и их дальнейшей подготовки в системе высшего образования по направлениям цифровой экономики.
В настоящее время практически отсутствуют проекты, связанные с системной работой университетов в области непрерывной подготовки кадров для цифровой экономики на всех уровнях образования на условиях частно-государственного партнерства. В этой связи актуально развитие модели подготовки инженерных кадров и включение в него на системной основе взаимодействия с общеобразовательными организациями и промышленными предприятиями. Новая модель позволит выявлять и вести подготовку талантливой молодежи общеобразовательных организаций в рамках созданных IT-классов с привлечением к руководству проектами учащихся студентов и молодых ученых университета, а также представителей IT-компаний. Благодаря более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях будет вестись подготовка инженерных кадров, отличающихся высокой скоростью адаптации к производству. Университет имеет опыт в области подготовки кадров для информационно-технологичного сектора экономики, разработки и внедрения крупных проектов в цифровой сфере, а также профессиональные кадры, обладающие необходимыми компетенциями для реализации данного проекта. Исходя из этого руководством вуза было принято решение аккумулировать положительный опыт, накопленный различными подразделениями университета в данной сфере, и сориентировать образовательную, научную и инновационную деятельность БГТУ им. В.Г. Шухова на решение задач по содействию развитию цифровой экономики в России и Белгородской области. Данный проект направлен на сокращение разрыва между обучением в вузе и реальным производством, на применение полученных во время обучения знаний в решении конкретных производственных задач по направлениям цифровой экономики. Результатом обучения по данной траектории может стать проект, готовый к передаче в малое инновационное предприятие (МИП).
Новизна и инновационность образовательной модели:
Новизна разработанной модели заключается в создании единой образовательной среды в системе «Школа – Вуз – Предприятие» на основе циклической замкнутости непрерывного образовательного процесса. Основой для формирования комплекса фундаментальных знаний у обучающихся является междисциплинарный подход, используемый при создании образовательных предметных модулей. Формирование комплекса необходимых компетенций реализуется через научно-исследовательскую работу в проектных группах при решении техно-кейсов по инновационным проблематикам цифровой экономики, где в качестве тьюторов выступают студенты университета. Будет реализована сетевая образовательная программа на базе пяти общеобразовательных учреждение г. Белгорода. Для обеспечения подготовки кадров в рамках этой программы совместно с компаниями-работодателями IT-сферы планируется трансформация под государственные задачи существующие магистерские программы и открытие несколько новых. Кроме того, с управлением дополнительного образования вуза будут разработаны новые программы профессиональной переподготовки и дополнительного образования для развития компетенций, необходимых для роста информационно-телекоммуникационного сектора экономики.
Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта:
- Промышленные предприятия: целенаправленная подготовка инженерных кадров для предприятий по направлениям цифровой экономики, отличающихся быстрой адаптацией к производству и навыками проектной командной работы.
- Образовательные организации высшего образования: повышение уровня знаний обучающихся и профессорско-преподавательского состава по направлениям цифровой экономики благодаря взаимодействию с ведущими специалистами промышленных предприятий. Обмен опытом в области взаимодействия с общеобразовательными организациями и промышленными предприятиями в области воспитания и подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.
- Общеобразовательные организации: обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, реализация непрерывного интегрированного обучения в системе «школа – вуз» по направлениям цифровой экономики.
Результаты реализации проекта позволят правительству регионов планировать эффективную стратегию развития рынка труда в сфере цифровой экономики совместно с образовательными учреждениями.
Документы:
Ссылка на решение органа самоуправления организации на участие в реализации ИОП
Проект "IT-классы"
Совместный проект управления информационных технологий и связи администрации Белгородской области и департамента образования Белгорода, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере областного образования.
Цель проекта: Интеграция IT-технологий в образование в качестве отдельного предмета, увеличение заинтересованности молодого поколения в перспективном направлении – информационные технологии, привлечение людей с творческим и инновационным типом мышления, как следствие – обеспечение региона специалистами в данной области.
Задача проекта: Привлечение перспективных молодых людей в сферу IT-технологий, создание сообщества выпускников способных в дальнейшем продолжить обучение в белгородских ВУЗах и устранить нехватку специалистов в данной области.
Этапы реализации:
На первом этапе реализации проекта созданы специализированные классы IT профиля на базе 5 учреждений общего образования Белгородской области:
Отбор учебных заведений-участников проекта проводился на конкурсной основе с учетом:
- уровня технологического развития образовательных учреждений;
- месторасположения и охвата;
- наличия профиля IT;
- наличия достижений учеников в математике;
- наличия достижений в информатике.
На следующих этапах реализации проекта планируется масштабирование проекта на всей территории Белгородской области.
Образовательные программы:
Образовательные программы для IТ-классов разработаны совместно с вузами и ведущими IТ-компаниями Белгорода и Белгородской области. В результате обучения в IТ-классах старшеклассники получат знание профильных предметов «математика» и «информатика и ИКТ» на углубленном уровне, знание основ программирования, робототехники, веб-дизайна, приобретут опыт самостоятельной проектной деятельности и участия в конкурсных и презентационных мероприятиях.
Также для учеников создана дополнительная программа, реализуемая совместно с IТ-кластером, которая будет включать курсы, семинары, мастер-классы и профориентационные мероприятия.
Интенсивное использование органами государственной власти, бизнесом и гражданами современных технологий обусловили формирование регионального кластера информационных технологий, в который по итогам 2017 года входит 27 компаний, разрабатывающих проекты в области образования, медицины, культуры и других сфер, направленных на повышение качества жизни населения Белгородской области. Таким образом, школьники осознают практическую значимость и возможности применения полученных на занятиях знаний. На территории Белгородской области были созданы три уровня IT-кластера тесно взаимосвязанных с жизнью общества и граждан региона:
1. IT-образование: создание ключевых условий для подготовки кадров; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Белгородской области и России в целом;
2. IT-инфраструктура: сбор и передача данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных;
3. IT-взаимодействие: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических заделов в области цифровой экономики.
Преимущества образовательной программы проекта «IТ-классы»
- современное образование;
- бесплатное обучение;
- практикоориентированная учебная программа;
- сфокусированность на профессии;
- профессиональные преподаватели — сотрудники университетов и IТ-компаний;
- сообщество сверстников, увлеченных IT.
В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
2017-2018 учебный год
В качестве введения и ознакомления желающих школьников заниматься в IT-классах в ноябре 2017 года была проведена встреча учеников ИТ-классов на тему «Как я попал в IT», которая проводилась на базе БГТУ им. В.Г. Шухова. Это неформальные встречи с выпускниками одного из белгородских вузов, которые учились по направлению информационных технологий и теперь работают по специальности.
В рамках неформальной встречи выпускники рассказали, как они состоялись в профессии. Ребята спрашивали своих старших коллег о том, как они учились в школе, хватает ли им свободного времени, какие учебные дисциплины важны для IT-сферы. Спикеры отмечали, что они много времени уделяли изучению английского языка.
В июне 2018 года, учащиеся IT-классов и молодёжной школы IT-decision Lab представили на суд жюри свои проекты. Финалистами стали 11 команд из 5 школ Белгорода, сообщили D-Russia.ru в понедельник в Белгородском IT-кластере.
IT-decision Lab стартовала в январе, как одно из направлений проекта «IT-классы», ориентированного на дополнительное изучение в школе информатики и математики, а также получения навыков в программировании, робототехнике, сетевому администрированию, защите информации, мобильной разработке. После итоговой защиты продолжится работа по внедрению проектов в городскую среду.
В марте 2018 года, для учеников профильных классов школ Белгорода прошёл весенний лагерь IT-Camp, проходивший на базе оздоровительного лагеря «Юность». На образовательной площадке собралось около 20 экспертов, представляющих современные направления в IT-индустрии – блокчейн, искусственный интеллект в беспилотном транспорте, разработка мобильных приложений и компьютерных игр, создание чат-ботов в Telegram, agile, devops, 3D-печать, Интернет вещей и machine learning, собщили D-Russia.ru в Белгородском IT-кластере.
На протяжении пяти дней участники лагеря посещали лекции, мастер-классы, общались с экспертами в области IT-индустрии, создавали робота-спасателя на Хакатоне, который проводили представители Белгородского регионального детского технопарка «Кванториум».
Кроме того, была разработана и реализована во время летних каникул насыщенная программа на базе лагеря «Сокол» – школа «Мост». Её участниками стали президенты школ и победители первого городского молодежного форума школьников «ФАНТ-2018». Программа была рассчитана на четыре дня и включала в себя тренинги, дискуссии, дебаты и встречи с успешными людьми. Мероприятия были направлены на развитие коммуникативных и лидерских качеств школьников.
В 2017-2018 учебном году по программе профильных IT-классов прошли обучение 136 учащихся 10-х классов, проявивших заинтересованность и прошедших конкурсный отбор.
2018-2019 учебный год
Реализация проекта продолжалась в 2018-2019 учебном году на базе 6 учреждений общего образования Белгородской области:
- ОГБОУ «Лицей № 9»
- МБОУ «Лицей № 10»
- МБОУ «Лицей № 32»
- ОГАОУ «Шуховский лицей»
- МБОУ СОШ № 50
- МБОУ «Центр образования № 15 «Луч».
В IТ-классах, в которых проходили обучение 145 школьников.
В июне 2019 года 120 учащихся получили дипломы об окончании IT-классов Белгородской области. Около 30 % выпускников ИТ-классов стали студентами БГТУ им. В.Г. Шухова.
В рамках проекта Федеральной инновационной площадки «Инновационная модель непрерывной подготовки кадров «Школа – Вуз – Предприятие» по направлениям цифровой экономики» проведены ряд мероприятий:
- с 24 по 30 марта 2019 года состоялась VI каникулярная инжиниринговая площадка – 92 участника. Целью данной школы являлось выявление и поддержка талантливой молодежи Белгородской области, вовлечение ее в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, популяризация ее достижений, а также формирование кадрового резерва для высокотехнологичных предприятий области;
- во Всероссийском детском центре «Орлёнок» реализована программа технической и естественной-научной направленности «Бегущий по волнам». В программе приняли участие мальчишки и девчонки 14-16 лет из 21 региона страны. Все они –победители конкурсов по научно-техническому творчеству судомоделированию, учащиеся морских школ и флотилий, клубов юных моряков и речников;
- состоялся первый выпуск у IT-классов. Дипломы об окончании классов получили более 100 учащихся из Шуховского лицея, белгородской школы №50, лицеев № 9, 10, 32 и «Центра образования № 15 «Луч»;
- на осенних каникулах – конференция IT-way; новый курс по мобильной разработке на платформах iOS и Android»; весенний лагерь IT-Camp; мастер-классы, хакатоны по робототехнике и программированию; дополнительные курсы в вузах и IT-компаниях по сетевому администрированию, веб - программированию и работе с базами данных;
- летняя математическая школа SINUS, 8-17 августа 2019 года, 55 участников; VII инжиниринговая площадка «НаукоГрад НИКА», 24-31 августа 2019 год, 50 детей; Фестиваль руками, 14-15 сентября, 32 тыс. детей; Фестиваль науки Наука 0+; Шуховский фестиваль науки.
2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году на базе шести общеобразовательных учреждений г. Белгорода в IТ-классах обучались 320 школьников 10-11 классов.
В июне 2020 года 145 учащихся получили дипломы об окончании IT-классов Белгородской области. По итогам обучения каждый выпускник получил сертификат, дающий право на получение дополнительных 5 баллов к результатам ЕГЭ для поступления в БГТУ им. В.Г. Шухова.
Из 145 выпускников IT-классов 2020 года в БГТУ им. В.Г. Шухова поступили 60 человек со средним баллом по предмету «Информатика» – 85. В сравнении с 2017 годом: предмет «Информатика» для сдачи ЕГЭ выбирали менее 7 % учащихся выпускных классов Белгородской области (со средним баллом 65), а в 2020 году – более 15 %.
В 2020 году:
Организован и проведен онлайн межрегиональный семинар для педагогов «STEM-регион 2020». Основная цель мероприятия – знакомство с современными форматами STEM-образования школьников. В семинаре приняли участие более 200 педагогов из различных регионов Российской Федерации.
Организован региональный отборочный этап Всероссийского технологического фестиваля «РОБОФЕСТ-2020». Более 70 команд со всей области приняли участие в масштабном мероприятии по конструированию и программированию управляемых моделей роботов. Соревнования прошли по направлениям «Hello, Robot! Lego РобоФишки», «Hello, Robot! Lego РобоПутешественник», «Hello, Robot! Open РобоКурьер», «Hello, Robot! Open РобоПеревозчик», AutoNet 10+, олимпиада по физике «РобоФест» (РобоКарусель).
Организован и проведен первый открытый региональный технологический фестиваль имени В.Г. Шухова (на базе БГТУ им. В.Г. Шухова). Опорный университет стал площадкой регионального фестиваля и объединил обучающихся школ и дополнительного образования области. Партнерами выступили Центр молодёжного инновационного творчества «Метаморфоза», детский технопарк «BelRobot» и ОГАОУ «Шуховский лицей». Фестиваль был направлен на повышение интереса школьников к научно-техническому творчеству и популяризации инженерного и естественнонаучного образования. Более 400 учащихся общеобразовательных заведений области приняли участие в различных научных соревнованиях: «Полоса препятствий»; «Лабиринт»; «Экспедитор»; «Управляемый футбол роботов»; «Олимпиада по программированию»; «Олимпиада по 3D-моделированию»; «Олимпиада по черчению»; «Конкурс проектов».
Для каждого возраста был предусмотрен отдельный вид соревнований. Школьники 2-8 классов соревновались в лабиринтах образовательных конструкторов. Каждый мог испытать свои силы в олимпиаде по программированию и 3-D моделированию, поучаствовать в конкурсе проектор или же поиграть в футбол управляемыми роботами. В рамках фестиваля были проведены олимпиады для разных возрастных групп по трем направлениям: черчение, информатика и 3-D моделирование. Всего в олимпиадах приняли участие более 130 школьников и учащихся колледжа высоких технологий БГТУ им. В.Г. Шухова.
Презентация "Церемония открытия IT-классов"
Инновационные разработки ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, определяющие содержание подготовки по направлению цифровой экономики "Умный город"
Презентация "Встраиваемая система распознавания изображений для автономных транспортных средств"
Презентация "Система управления энергетическими ресурсами" в рамках проекта "Умный город"
Презентация "Граф дорог (единая цифровая модель местности) "
Апробация управленческих моделей взаимодействия опорного университета с регионом.
Положение о проведении внутривузовского конкурса "Кубок молодых инноваторов БГТУ им. В.Г. Шухова"