Женщины, воспетые в портретах
Первое, что мгновенно всплыло в памяти, когда я услышала фамилию Добронравов, это десятки известных песен, написанных на его стихи талантливым композитором Александрой Пахмутовой. Согласитесь, оба они были целой эпохой, как и их произведения. Но, оказывается, такая известная фамилия как Добронравов принадлежит ещё и нашему земляку – талантливому живописцу. И он – тоже целая эпоха, и тоже творец, который по-своему оставил след о великих непростых в истории годах, в которые ему довелось жить.
Итак, знакомьтесь: Михаил Николаевич Добронравов. Художник. Родился 27 октября 1904 года в Белгороде, в семье железнодорожника. В 1912 году вместе с семьёй переехал в Волчанск на Харьковщине. В 1929 году Добронравов окончил Харьковский художественный институт, где его преподавателями были ученики великого Репина – Семён Прохоров, Митрофан Федоров, Алексей Коке́ль. Это только краткий экскурс в биографию живописца, чьи работы, составившие выставку «Таинственный сад», сегодня смогли увидеть студенты, преподаватели и сотрудники
БГТУ им. В.Г. Шухова Полотна для экспозиции предоставил Белгородский государственный художественный музей. И такое сотрудничество между вузовским музейно-выставочным комплексом и БГХМ далеко не первый пробный шар. Об этом говорила в ходе торжественного открытия выставки директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова: «Рада открыть сегодня эту выставку, потому что для нас каждая выставка в технологическом университете – это ещё одна возможность представить нашу коллекцию самой широкой аудитории. Сотрудничество наше с выставочным залом университета продолжается уже более десятка лет. И особенно приятно, что директор МВК Тамара Конорева всегда лично участвует и в выборе работ, и тематики. Сегодня мы представляем вам часть своей коллекции. Это художник, которым мы гордимся, творчество которого до сих пор изучаем, поэтому выставка, которую вы видите – это ещё один шаг на пути постижения творческого наследия Добронравова и ещё один шаг сотрудничества, социального партнёрства с Музейно-выставочным комплексом вашего вуза».
Картины, вошедшие в экспозицию, тематически подобраны к самому первому весеннему празднику – дню 8 Марта. Не случайно большинство здесь составляют именно женские портреты. Удивительно разные – будь то труженики села или артистки. Женщины, воплощённые кистью художника, раскрывают своеобразие характера, личности и заставляют подолгу любоваться тем, что в каждой из моделей нашёл и подчеркнул художник. На это внимание собравшихся обратил директор Архитектурного института, профессор, заслуженный архитектор России Виталий Перцев. Он не только открыл выставку, но и от имени ректората вуза поздравил всех дам с наступающим праздником.
Первыми посетителями выставки стали студенты, которые в опорном вузе получают специальности архитекторов, строителей и дизайнеров. Для них эта экспозиция – по сути дела настоящий урок. Так считает один из наставников – заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды, к.э.н., профессор Александр Попов: «Открою вам небольшой секрет: некоторые работники нашей кафедры ещё вчера приходили и смотрели на смонтированную выставку. И многие из нас сошлись во мнении, что настоящее искусство, большое творчество не имеет границ. Михаил Николаевич работал не только в жанре портрета, у него есть и пейзажи, и натюрморты. Однако в любой из его работ просматривается школа Харькова, которая несёт в себе очень мощный слой творческой мысли Репина, поскольку большинство преподавателей М.Н. Добронравова были достойными учениками Ильи Ефимовича. И вам, студенты, сегодня предоставлена уникальная возможность – всмотреться в характерные приёмы школы Ильи Репина». Многие из гостей, открывавших выставку «Таинственный сад», говорили о том, что в работах художника не чувствуется национальности, несмотря на то, что большую часть жизни он жил и творил на Украине. Удивительно, но его такие разнообразные женские портреты, написанные и в разное время и с использованием различных техник, оставляют ощущение, что все они ментально похожи. Объяснение этому феномену дал участвующий в открытии выставки академик, лауреат международных литературных премий, член Союза писателей России –
Станислав Минаков: «Мы сегодня находимся в «Русском доме» музейно-выставочного комплекса БГТУ, и не случайно здесь открылась очень русская выставка. Многие годы провёл Добронравов во Львове, но исторически это тоже русская территория, которая раньше называлась Червона Русь. Чугуев, Харьковщина и Белгородчина – это исторически один и тот же регион, именуемый Слобожанщина. Именно поэтому с полотен Михаила Добронравова на нас глядят такие родные лица. Крупнейший русский поэт второй половины 20 века Борис Чичибабин как-то сказал: «Во имя красоты и больше ни во чьё!» Вот эта выставка, эти прекрасные женские образы созданы художником, как мне кажется, именно во имя красоты».
Сегодня работы М.Н. Добронравова находятся во многих музеях России и Украины, в Национальном музее города Токио, в частных коллекциях Японии. Однако самая большая коллекция его произведений собрана в Белгородском государственном художественном музее, на родине художника. Кстати, 243 работы, переданные в дар Белгороду вдовой художника, положили начало формированию музейных фондов. В экспозиции, расположившейся в музейно-выставочном комплексе опорного вуза, представлено 26 избранных произведений Михаила Николаевича Добронравова. Но и этих полотен достаточно, чтобы составить впечатление о художнике, о его работах, его манере и стиле. А потому заведующая кафедрой архитектуры, профессор Маргарита Перькова обратила внимание своих студентов именно на технику живописца: «Сегодня вам предоставлена прекрасная возможность – получить своего рода мастер-класс. Изучите технику художника, посмотрите на удивительные колористические решения, через которые приоткрывается завеса внутреннего мира автора. Это очень ценно, потому что смотреть на оригиналы, изучать их на таком близком расстоянии – очень важно для вас. Обратите внимание на технику изображения, на мазки, на световую гамму, посмотрите, как переданы цветы, лица, тени, полутени. Это даст вам возможность получить не только эстетическое наслаждение, но и колоссальный опыт, который позволит вам развиваться не только как архитекторам, но ещё и как живописцам».
И перед тем, как студенты остались один на один с работами, в которые многие действительно подолгу всматривались, пытаясь разгадать не только «Таинственный сад» художника, но саму тайну его творчества, небольшую экскурсию по экспозиции провела куратор выставки – сотрудник БГХМ Людмила Булгакова. Она обратила внимание всех собравшихся на то, что живописца и графика Михаила Николаевича Добронравова можно назвать ровесником XX века, очевидцем революционных и кровавых событий двух войн, социальных переворотов в жизни страны. Но, несмотря на все испытания, выпавшие на долю художника, ему удалось сохранить до глубокой старости светлое поэтическое мироощущение.
-
Ирина БАБИНА