Выставка лоскутного шитья
КАРТИНЫ В КЛЕТОЧКУ
У скульптора – мрамор, у художника – краски, а у мастеров лоскутного шитья – пёстрая палитра тканей, из которой можно делать всё, чего душа пожелает. И они сделали – одеяла, платья, сумочки, игрушки – чего только не представлено на выставке «Игра в классики», что открылась в выставочном зале БГТУ им. В.. Шухова.
Не первый раз я прихожу на выставки клуба «Лоскутница», который возник в Белгороде 7 лет назад, объединив в своих рядах неравнодушных к ручной работе, к шитью и красоте людей. И всякий раз, смотря на настоящие произведения искусства, что делают мастерицы, поражаюсь. Во-первых, терпению – это же сколько надо времени столько лоскутиков вырезать, так их расположить, а сшить, а простегать? Изумляет меня и разнообразие полотен, составленных из разных кусочков тканей – невероятное количество цветов, узоров, но нет аляповатости, нет смешанности – каждый цвет играет на соседствующий, всё подобрано с очень большим вкусом. И конечно всегда впечатляют сами мастерицы – случая не было, чтобы они пришли в чём-то простом, обыденном, повседневном. Оно и понятно – каждая обязательно сошьёт себе платьице, жилеточку, юбочку или рубашечку в лоскутной технике и непременно покажет своё творение лучше всяких манекенщиц. К слову сказать, я однажды для своего спецпроекта попросила напрокат платье у мастера лоскутного шитья Елены Скрябиковой. Нужно было снять видеоролик именно в народном костюме. Я знала, что он отлично будет смотреться в кадре, но никогда не могла подумать, как уютно мне будет в этом костюме! Тогда я ещё больше прониклась любовью к этой технике, что на протяжении ряда веков была и стилем, и модой, и обычным бытом для наших предков.
Настоящее счастье, что это умение у нас на Белгородчине взялись возродить и прекрасно продолжают наши мастера. О том, как появился клуб, объединивший в своих рядах самобытных мастериц, рассказывает Народный мастер Белгородской области, руководитель Елена Скрябикова:
- Основала клуб «Лоскутница» Людмила Петровна Лукьянова в 2012 году. До него каждый из нас работал в одиночку – кто-то вышивал, кто-то шил. А Людмила Петровна всех нас увлекла именно техникой русского народного шитья. Раз в неделю мы собираемся на занятия, но встречаемся гораздо чаще – дни рождения отмечаем обязательно, в курсе всех событий, что и где у кого происходит дома, все праздники встречаем вместе, завтра всем коллективом идём в театр, потому что мы – большая дружная семья.
Теперь бразды правления семьёй мастериц в руках самой Елены Скрябиковой, но по-прежнему, все проекты и идеи рассматриваются и реализуются сообща – в тесном дружеском партнёрстве. Вот и идею выставки «Игра в классики» Елена Николаевна и Людмила Петровна придумали вместе. Они проанализировали, что на их юбилейной выставке именно их работы – одеяла «в клеточку» вызвали наибольший успех у посетителей. Это стало своеобразным толчком для лоскутниц, отправной точкой и мастерицы решили поиграть клеткой:
- Когда размышляли над названием выставки, то вспомнили игру, которую все любили с детства – «классики». Кроме того, мы обратили внимание на то, что клетка – обязательный атрибут народного костюма. И южные, и северные народы всегда использовали клетку в костюмах, будь то рубахи, понёвы, сарафаны или юбки, - поясняет Елена Николаевна.
И закипела подготовка к выставке: каждый мастер специально для неё сделал и не по одной работе – покрывала, одеяла, игрушки, сумки, скатёрки – кто в чём захотел показать клетчатый принт:
- А дальше, – рассказывает Елена Николаевна, – дело техники. Главное – придумать идею, и потом, если она тебя захватила, можно за неделю одеяло хорошее сшить. Такие работы делаются действительно на одном дыхании. И платье реально за одну ночь сшить. Вообще я считаю, что все идеи носятся в воздухе. Главное их поймать и начать осуществлять.
Казалось бы, ну что такого – придумали и сделали. Но сам процесс вынашивания идеи – отдельная тема, ведь нужно не просто загореться какой-то мыслью, а грамотно решить задачу в целом. О том, как мастера подходят к реализации своих проектов, рассказала Народный мастер Белгородской области Людмила Лукьянова:
- Мы занимаемся традиционным русским лоскутным шитьём, которое характеризуется определёнными цветовыми и лоскутными соединениями, а также выбором ткани. К сожалению, в представлении многих людей лоскутное шитьё – это что-то сшитое из кусочков в мелкий цветочек, однотонное, как правило. А клеточка, дескать, не совсем «наше», исконное. Кстати, при слове клетка, многие сразу вспоминают «шотландку», но она отличается от нашей русской клетки и её размером, и цветовой гаммой: в настоящей «шотландке» обязательно в сочетании с другими цветами будет использоваться любимый ирландцами зелёный цвет.
Вообще я считаю, что клетка – это самый первый рисунок, который появился на наших домотканых полотнах. Ткали их из крапивы, конопли, льна – из тех растений, у которых внутри были волокна. Затем их мочили, сушили, трепали, чесали, потом уже пряли. Я всё это знаю не понаслышке – в детстве вместе с бабушкой мне удалось во всём поучаствовать – и в сборе, и в сушке, и в том, как красили, как ткали. Кстати, рубахи домотканые выходили разного цвета – белые, серые, тёмно-серые – в зависимости от цвета волокна. Чтобы получался кипенно-белый, эти холсты несли на речку, расстилали под палящим солнцем и таким образом отбеливали полотна.
Кстати, нет общепризнанного мнения, как на Руси вообще появилась клетка. У Людмилы Петровны есть своя версия по этому поводу. Она считает, что мистики здесь никакой нет, а во всём виновата счастливая случайность. Допустим, ткала пряха полотно, а тут нечаянно какая-то ниточка цветная попалась. Она увидела, что это красиво и решила: если можно пустить нитку вдоль, то почему не сделать поперёк? Возможно, именно так появилась клетка, а уже потом стали возникать рисунки и орнаменты.
- И когда мы проанализировали, что клетка действительно активно использовалась в костюмах, – продолжает свой рассказ Людмила Петровна, –мы решили её активно ввести в шитьё, сделать именно на ней акцент. Вот, в нашей экспозиции есть реконструированное панно из Валуйского района с клеточным принтом. Нам было интересно не просто повторить творение наших мастеров-земляков, а проследить их ход мысли. Кстати, интересно здесь и использование чёрного цвета. Вообще он у крестьян был в ходу. В лоскутной живописи он позволяет подчеркнуть что-то, сделать акцент на чём-то. Художники часто говорят, что чёрный цвет – это цвет-прокурор, он всё выявляет: если рядом с ним что-то хорошо, он это выгодно подчеркнёт, но и точно также выделит огрехи или недостатки.
На выставке «Игра в классики» есть и другие реконструкции – например, северный архангельский костюм – точная копия того, что носили наши предки. Он сделан по калькам и сшит вручную Л.П. Лукьяновой, как и реконструированный костюм её бабушки, у которой Людмила Петровна и училась азам ручной работы с тканями.
А вот ещё одна участница выставки – Народный мастер Белгородской области, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, руководитель клуба «Волшебный лоскуток» Валентина Станкевич пришла к лоскутному шитью иначе, но тоже из любви к семейным традициям:
– Раньше жили бедно, и маме самой приходилось шить нам одежду. Однажды мама решила сделать моим братьям-близнецам курточки, а на спинку материала не хватило. И тогда мама сшила полотно из 4-х кусочков. Мне это не просто понравилось, но прямо запало в душу, до того это получилось красиво и интересно, что я тоже начала понемногу шить сама. У нас вообще вся семья была рукотворной: бабушка вязала, папа делал из щепы дерева птиц счастья, умел плести рыболовные сети, и простые авоськи. Дома у нас висели шторы, вышитые двусторонней гладью на сером льняном холсте мамиными руками. Её же работа была везде – от вышитых подушек и рушников до моих платьиц. И я не отставала: уже в 3-ем классе была допущена до маминой швейной машинки и с ее помощью сшила свой первый ситцевый костюмчик.
Интерес именно к лоскутному шитью пришёл уже в ту пору, когда Валентина Ивановна работала в Белгородском педагогическом училище. Из Москвы пришла новая программа по предмету «Художественная обработка материала» и директор училища предложила В.И. Станкевич вести этот предмет, а также самостоятельно составить авторскую программу. Валентина Ивановна включила в программу местный материал – вышивку крестиком, аппликацию из ткани, но чего-то ей не хватало. Тогда она отправилась в библиотеку, чтобы дополнить курс ещё какими-то идеями. И там обнаружила тоненькую книжечку «Шитьё из лоскутков» Мэри Энн Грин. «Вот тут сердце у меня ёкнуло и я поняла, что это именно то, чего мне не хватало», – вспоминает Валентина Ивановна. Так В.И. Станкевич приняла решение включить лоскутное шитьё в программу и до сих пор сама с удовольствием занимается этой техникой.
А результаты этих занятий можно было увидеть и на самой Валентине Ивановне, и в экспозиции. Её конёк – ансамбли: мастер никогда не довольствуется тем, чтобы просто сделать предмет одежды – обязательно нужно добавить и аксессуары. Поэтому у неё не платья, а целые комплекты, которые дополняют или сумочка, или головной убор, или бусы, а в этот раз Валентина Ивановна похвасталась даже кольцом «в клеточку», которое гармонично дополняло весь гардероб в заданном принте.
Это лишь малая часть того, что представлено на выставке «Игра в классики». Самые разнообразные полотна, сумки, жилеты, игрушки, даже открытки, выполненные мастером скарпбукинга Галины Кин тоже в заданной тематике клетки – это то, что нужно увидеть самим. Не только за тем, чтобы восхититься мастерством одарённых людей, но и рискнуть залезть в свои чемоданы, найти там разнообразные кусочки тканей и попробовать сотворить из них пусть маленькие, но настоящие лоскутные картины, которые греют и глаз, и душу. Во всяком случае, стоит хоть раз в жизни попробовать сделать что-то своими руками. Так, как это испокон веков делали наши предки. А если что-то не будет получаться, вы знаете, у кого просить совета – у мастериц клуба «Лоскутница», которые всегда рады помочь иголкой, ниткой и своим тёплым, светлым отношением к людям и миру.
Ирина Бабина