Воздавая память кистью
"Прохоровское поле" – выставка работ под таким названием открылась сегодня в музее БГТУ им. В.Г. Шухова. Авторские работы членов Творческого Союза художников России и Международной федерации художников Елены Коротун, Эммы Цыбульниковой и Татьяны Решетняк, а также членов Союза художников России Александра Иванова и Маргариты Кудрявцевой, сотрудника БГХМ Владимира Половнева. Все картины объединены общей темой – «75-летие Курской битвы». И в каждой по-своему раскрывается масштаб военного лихолетья – у кого-то в виде вдовы, получившей похоронку, у кого-то в образе пулемётчика, ожидающего атаки, а некоторые полотна авторы посвятили суровым будням фронтового тыла. Но каждая из работ пронзительна настолько, что сразу погружает в те годы, о которых мы знаем только из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов.
Не случайно открыть выставку в музее была приглашена самая знаменитая на Белгородчине фронтовичка – Мария Денисовна Колтакова. Ей, человеку, прошедшему всю войну от Белгорода почти до Берлина, картины поколения, которое годится Марии Денисовне во внуки, а то и правнуки, были особенно интересны, и вновь напомнили страшные страницы Великой Отечественной войны. «Железная бабушка», как назвали М.Д. Колтакову за её несгибаемую осанку, волю к жизни и стремление доказать всему миру, что ветераны не только живы, но даже могут ставить российские рекорды, поделилась с пришедшими на выставку своими воспоминаниями. На фоне художественных полотен, посвящённых военному времени, её рассказы ещё сильнее трогали, заставляя задуматься о великих людях, чьей силой, волей и огромным желанием было отвоёвано мирное небо над головой.
Ещё одним почётным гостем выставки стал генерал-лейтенант, начальник Семипалатинского полигона, ныне председатель Белгородского регионального отделения ветеранов подразделений особого риска Юрий Коноваленко. Обращаясь к присутствующим, Юрий Владимирович, в частности, сказал, что у него при просмотре выставки сложилось мнение, что на ней больше виден именно женский взгляд. Нет грохота и скрежета железа, так свойственного мужчинам-живописцам, зато в полной мере присутствует память обо всех страницах военных лет, о том нищенском детстве, которое выпало на долю родившихся в 40-е годы, о той скорби жён и матерей, которую так точно передали художницы.
Поэтическую точку в открытии выставки поставил Член Союза писателей России, Русского ПЕН-центра (Москва), лауреат международных и всероссийских литературных премий Станислав Минаков. Он прочитал собравшимся отрывок из поэмы, посвящённой исторической дате – 12 июля. А написана она была под впечатлением поездки на Прохоровку, которая состоялась именно 12 июля 1986 года, а также общения с жителями села Прелестное, которое оказалось в те годы в самой гуще событий. Станислава Александровича тогда потряс до глубины души обычай, когда женщины из всех домов выносят и накрывают столы, чтобы любой прохожий мог помянуть всех павших в этих местах, всех не пришедших с войны солдат:
Мать вынесет стол во пшеницу густую,
тяжелую (вот ведь какая тяжелая выдалась –к колосу колос),
и стулья щербатые вынесет Мать
и поставит на стол фотокарточку сына
зеленую в старенькой рамке,
и вспыхнут на белом квадрате стола
картошка, редис, пара луковиц рыжих –
извечные звезды земные –
и хлеба коврига тяжелая ляжет на скатерть,
со звоном пространство вокруг замыкая.
Мать сядет за стол…
Эти строки могли бы стать эпиграфом к выставке, где Великая Война отражается в судьбах простых людей, в их глазах и сердцах.
Ирина Бабина
Фото автора