Ретро-страничка 2017 г Русь заповедная-3 - Какова пряха, такова на ней и рубаха
Узнают или точнее познают Россию по книгам, картинам, по достопримечательностям, и, конечно же, по традиционным русским промыслам. Где ещё как не в предметах быта, которые заботливо, с огромным умением и тщанием делали наши предки, можно увидеть и понять, как жил русский народ, что себе о жизни мыслил и чем душу успокаивал. Важно это для нас, россиян, чтобы знать свои истоки, важно это и для иностранцев, пытающихся проникнуть в загадочную русскую ментальность.
Не случайно первыми посетителями выставки декоративно-прикладного творчества, открывшейся в Выставочном комплексе музея БГТУ им. В.Г. Шухова, стали студенты кафедры дизайна архитектурной среды Архитектурно-строительного института, а также слушатели подготовительного факультета иностранных граждан. Для них экспозиция предметов быта, где есть настоящие (даже сейчас в рабочем состоянии!) прялка, рубель, ухват и множество других старинных вещей – это экзотика. Но плюс выставки был как раз в том, что здесь, как в хороших музеях, не только было можно, но и разрешалось прикасаться к экспонатам, и даже самим попытаться представить себя в роли русского крестьянина или крестьянки, у которых век назад все эти вещи были в полном ходу.
Помогали студентам в этом две искусницы-мастерицы – Марина Кривченко и Елена Ислентьева, а их открывшиеся персональные выставки были тому лучшим подспорьем.
Марина Кривченко – народный мастер России, участник городских, областных, региональных, межрегиональных, всероссийских выставок, конкурсов, ярмарок и фестивалей. Многие работы мастерицы находятся сегодня в частных коллекциях разных городов России и стран зарубежья (Англия, Германия, Италия, Испания, Австралия, США, Франция, Польша). Марина владеет различными видами и техниками декоративно-прикладного искусства, такими как: традиционное ткачество на старинном ткацком стане, на гобеленовом станке, плетение и ткачество поясов на бёрдышках, дощечках, лоскутное шитье, вышивка, вязание крючком и спицами. Она рассказала студентам о том, что ткацкое дело передалось ей по наследству. Ещё прабабушка её была мастерицей ткать на станке. Судьбу Марины решил подаренный бабушкой рушник, который ткала её мать. Марина взяла в руки тонкую, но прочную ткань, погладила рукой нитки и решила – и я смогу делать такую красоту руками. Да не только смогла, но и всё своё семейство увлекла, даже муж вызвался ей сделать ткацкий станок. А уж налюбоваться тем, что Марина наткала, можно было на выставке вдоволь – и рубахи, и полотенца, любовно отделанные кружевом и вышивкой, и домотканые дорожки.
Показала Марина и прялку с куделей, и веретено запускала, чтобы студенты смогли понять, как делаются нитки для будущих полотен. Но самый большой интерес у иностранцев вызвал ручной ткацкий станок, с помощью которого мастерица прямо на их глазах показала, как можно «на себе» выткать поясок, к примеру. Нашлись и желающие попробовать сделать это своими руками. Оказалось, что всё не так трудно: прямо на тебя крепятся деревянные колодки (бёрдышки), к которым привязан пучок ниток. А дальше тебе нужно только выбрать узор и туда-сюда сновать маленьким челноком, притягивая нитки к себе потуже. Другой конец станка должен быть крепко натянут. Это сейчас его держать может просто другой человек, а раньше, рассказывала Марина, подобное занятие совсем не походило на развлечение – ткачихи привязывали другой конец ручного ткацкого станка к дереву, чтобы иметь связь с родом, и не прекращали работы, пока не выходил из-под рук чудесный поясок. В общем, такой живой и интересный мастер-класс Марины Кривченко студенты запомнят надолго.
Повеселили студентов и рассказы о старинных русских обычаях. Особенно о том, что раньше на Руси, принимая гостей, было принято не только на стол самовар с угощениями выставлять, но и утюг, который топился углями. А как же – всё это свидетельствовало о том, что невеста в дому и ткаха, и пряха, умница да разумница.
Эстафету экскурсии по древнему быту славян подхватила другая мастер декоративно-прикладного искусства, народный мастер Белгородской области, мастер по традиционной тряпичной кукле, член БРО ДПИ и НХР «Мастера Белогорья», собиратель и коллекционер предметов народного крестьянского быта Ислентьева Елена.
Музыкант-педагог по профессии, с сентября 2012 г. начала заниматься народной традиционной куклой, имея за плечами опыт работы в различных художественных направлениях: дизайн и декор интерьеров помещений, полиграфический дизайн. Елена продемонстрировала студентам, как с помощью рубеля гладили бельё, как пользовались ухватом и качали люльку, как с огромным коробом снаряжались по грибы да ягоды. И конечно рассказала о своих удивительных куклах, которые в точности передают атмосферу старой Руси – до мельчайших деталей выверенные, с огромной любовью сшитые.
Примечательно, что обе мастерицы были одеты в русские национальные костюмы, от которых веяло такой теплотой, что просто хотелось любоваться мастерами бесконечно. Как выяснилось, простые домотканые вещи ещё и служат на славу: в них и не холодно, и не жарко, и работать – одно удовольствие, да и «на людях» показаться не грех. Что называется, «и в пир, и в мир, и в добрые люди» хороши сарафаны, передники и платочки.
Сама выставка открыта в преддверии большого вузовского проекта «Русь заповедная». Как пояснила директор музейно-выставочного комплекса БГТУ им. В.Г. Шухова Тамара Конорева, выставки мастериц – только пролог к большому действу, которое совсем скоро соберёт в стенах вуза студентов из разных городов и весей, чтобы вновь обратиться к своим корням и истокам, чтобы жизнь рода не переставала передаваться из поколения в поколение.
Ирина БАБИНА
Фото автора