Натюрморты - мастер-класс
25 сентября в музейно-выставочном зале БГТУ им. В.Г. Шухова с огромным успехом прошел мастер-класс для студентов, воспитанников детских художественных школ и архитектурно-художественной студии ИМП-АРТ от живописцев, участвующих в Международном художественном пленэре «Золотая осень на Белгородчине».
Напомним, что 17 сентября пленэр, прошедший на территории БГТУ им. В.Г. Шухова объединил юных белгородских художников и взрослых мастеров из Египта, Сирии, Ирака, Иордании, Палестины. Свыше семидесяти юных белгородцев участвовали в совместной работе с иностранными художниками. У детей была возможность пообщаться с зарубежными живописцами, спросить совета, понаблюдать за тем, как они работают, какую технику рисования применяют в других странах.
И взрослым, и маленьким художникам идея очень понравилась, и они обратились с просьбой повторить этот опыт. Администрация БГТУ им. В.Г. Шухова пошла навстречу этим пожеланиям, и вот, в прошедшее воскресенье, состоялся мастер-класс по написанию осеннего натюрморта.
Для рисования натюрмортов были предоставлены четыре осенние инсталляции. Каждый смог выбрать объект по душе. Напутственное слово собравшимся сказал Доктор Усама ЭльСерви (Египет), он подвел всех к важной мысли: «Не стоит рисовать все предметы, которые здесь расположены. Твои глаза - не фотоаппарат, у тебя есть разум. Ты – человек, ты – художник. Ты сам создаешь композицию – не обязательно рисовать все яблоки или тыквы... Чем отличается один художник от другого – тем, что он личность, индивидуальность!»
Ребята и взрослые мастера взялись за карандаши, кисти и мелки.
А пока они рисовали, мы беседовали с участниками о впечатлениях от прошедшего пленэра, о тайнах искусства. И вот, что нам рассказали.
Лоуяна Алассил (Сирия): «Для того, чтобы художник начал писать, он должен чувствовать себя комфортно, в доброжелательной обстановке. И такая обстановка была создана для нас. Мы находимся далеко от своих родных, но чувствуем себя как дома. Большое спасибо за это! Мы постараемся показать себя и своё творчество с самой лучшей стороны. Каждый день был по-своему хорош, каждый день давал новое впечатление. Но самым ярким был день, когда мы работали вместе с детьми. Очень хорошо все было организовано, мне хочется еще раз приехать и участвовать в таком мероприятии».
Екатерина Лелётко (школьница, ИМП-АРТ): «Мне очень понравилось работать со взрослыми художниками. Это очень многое дает для творческого развития. Я никогда не видела столько живописцев одновременно. Мне все понравились, все очень приветливые, охотно помогают. Больше всех понравилась Халла».
Халла Талал Фахми Абубакер (Иордания) пользовалась самой большой популярностью у подростков и студентов, наверное, потому, что она ближе всех им по возрасту или по экспрессивной манере рисования.
Своей подружке вторит Полина Петрова (школьница, ИМП-АРТ): «У каждого своя манера рисования, у каждого своя техника. Все это было очень интересно, но особенно запомнилась Халла. «Подсмотрела» у нее некоторые интересные приемы».
Халла Талал Фахми Абубакер (Иордания): «Я рада, что мы собрались здесь из разных стран, с разной творческой манерой. Мой отец учился в Советском Союзе, и мне было интересно побывать в России. Больше всего запомнился очень старый огромный дуб, который растет свыше трехсот лет в селе Дубовом. Хочется вернуться – но только летом, когда тепло!»
Елена Масленникова (студентка 2 курса, дизайн архитектурной среды): «Я рисую, уже давно, но вот участвовать в пленере вместе с известными художниками еще не приходилось. И, конечно же, все интересно».
Анна Белоковаленко ( 2 курс, дизайн архитектурной среды): «Совершенно разные техники, все абсолютно по-разному рисуют. У них более живая манера письма. Мы намечаем карандашом, а они сразу рисуют краской – так уверенно! Сразу видно - мастера!»
Елена Новикова (белгородская художница, работающая в технике лаковой миниатюры): «Честно говоря, давно не брала в руки этюдник – и мне очень понравилось, думаю, что теперь буду чаще писать и пейзажи, и натюрморты. Я не знаю ни английского, ни арабского – но каким-то образом в течение недели умудрялась находить общий язык с коллегами. Мы все очень сдружились!»
По завершении работы на стендах красовались порядка шестидесяти живописных и графических работ, на которых желтые, красные и оранжевые краски осени превращались в яркие изображения ее плодов: тыкв, яблок, калины...
Одним из интересных экспромтов этого дня стало написание портрета художницы Зейнаб Махмур Хуссейн. Увлек своим примером Махди Али Слих Махди (Багдадский университет, Ирак) У него потрясающая классическая манера письма. Вначале взрослые и маленькие коллеги подходили просто посмотреть, а потом захотели присоединяться. Так что портретов получилось достаточно много. И тут ярко проявилась индивидуальность художников. Кто-то увидел мягкую лиричность и женское обаяние, а кто-то целеустремленную, достаточно жесткую деспотичную личность...
В организации этого дня пленэра непосредственное участие принимали центр международного образования и сотрудничества, центр довузовской подготовки и центр по связям с общественностью и телекоммуникациям.
Виктория Горяйнова
Фото Ольги Арчибасовой
и Надежды Худяковой