АВАНГАРД. XX век
1 февраля 2013 года сотрудники Музейно-выставочного комплекса БГТУ им. В.Г. Шухова приняли участие в церемонии торжественного открытия выставки графических работ Марка Шагала и Натальи Гончаровой «Авангард. XX век», которая состоялась в Белгородском государственном художественном музее.
Выставка познакомила зрителя с иллюстрациями из творческого наследия всемирно известных художников XX века, которые внесли значительный вклад в развитие авангарда в России: Марка Захаровича Шагала и Натальи Сергеевны Гончаровой. Это литографии и книга в технике пошуар (способ ручной трафаретной печати) из частной коллекции Ирины Стежка, сопредседателя Европейского культурного клуба (Германия), которая приняла участие в открытии выставки.... подробнее
Всего экспонируется 82 графических листа, среди которых 53 работы представляют творчество М. Шагала.
Часть работ, состоящая из 24-х произведений, – это уникальная серия цветных литографий Марка Шагала на библейские сюжеты. Художник задумался о создании иллюстраций к Библии в 1920-е годы, а изданы они были только в 1956-м и 1960-х годах в Париже в присутствии Марка Шагала, при непосредственном участии известного литографа Шарля Сорлье. Заказчиком проекта выступил известный парижский коллекционер и издатель Амбруаз Воллар, пригласивший М. Шагала во Францию. Впоследствии камни, с которых делалась печать, были уничтожены, а литографии разошлись по крупнейшим библиотечным собраниям, таким, как, например, библиотека Конгресса США и по частным коллекциям. Уникальность этой серии связана также с тем, что в музейных коллекциях России эта графическая серия не представлена.
Для создания данных работ Шагал использовал около тысячи печатных камней. Библейская тематика занимает особое место в творчестве художника. Он писал: «Библия захватывала мое воображение с самого детства. Для меня она всегда была грандиозным источником поэзии, который мир когда-либо знал. И я всегда искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия – как резонанс природы, и это та тайна, которую я пытаюсь передать».
Другим выдающимся представителем русского авангарда, также работавшим во Франции, была Наталья Гончарова. На выставке экспонируются редкие иллюстрации художницы к «Сказке о царе Салтане», выполненные в технике пошуар. Яркие цветы, геометрические силуэты, обратная перспектива, оригинальные цветовые сочетания – все это характеризует представленные иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Цикл черно-белых литографий Натальи Гончаровой к стихам Тихона Чурилина «Весна после смерти» был создан в 1912 году, в то время как сама книга вышла в свет только в 1915 году. Лаконичные, точные иллюстрации художницы по-своему раскрывают смысл и настроение стихов.
Дополнят представления о роли авангарда в книжной графике XX века иллюстрации Натальи Парэн (Натальи Георгиевны Челпановой-Парэн) – ученицы замечательного живописца, русского авангардиста Петра Кончаловского. Вниманию зрителей будут представлены книги из детской серии «Pere Castor», проиллюстрированные Н. Парэн. Творчество этой художницы вобрало в себя дух спектакля и праздника, параллельно переводя традиционный сказочный стиль на современный язык изобразительности, основанный на сложной игре с формой и цветом.
Представленные работы в течение двух лет выставлялись в разных городах России: Воронеже, Норильске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Москве, Калуге. Теперь уникальная возможность познакомиться с творчеством выдающихся художников XX века представилась и белгородцам.
Зам. директора МВК Е.П. Красовская