Педагогическая практика
В соответствии с положением "Проведение педагогической практики аспирантов" (СК-ПРП-47.03-16) и учебными планами по направленностям образовательных программ, аспирантам всех форм и основ второго курса обучения необходимо оформить и предоставить на последнее заседание базовой кафедры по направлению образовательной программы пакет отчетной документации о прохождении педагогической практики до 4 сентября 2023 года (точную дату заседания необходимо уточнить самостоятельно)!
Описание процедуры проведение педагогической практики
Педагогическая практика в системе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре является компонентом профессиональной подготовки к педагогической деятельности и регламентируется в соответствии с положением "Проведение педагогической практики аспирантов" (СК-ПРП-47.03-16).
Она представляет собой вид практической деятельности аспирантов, включающий в себя преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков в работе преподавателя.
Организатором педагогической практики является базовая кафедра, по соответствующему направлению образовательной программы.
Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.
Цель и задачи педагогической практики
Целью педагогической практики является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам профиля соответствующего направлению обучения.
В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть:
– основами научно-методической и учебно-методической работы;
– навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал;
– систематизации учебных и воспитательных задач;
– методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала;
– разнообразными образовательными технологиями.
В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.
В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин, аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
Основная задача педагогической практики - показать результаты комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической готовности аспиранта к педагогической деятельности.
Организационные основы педагогической практики
Общий объем и сроки педагогической практики устанавливаются согласно учебного плана по направленности подготовки, утверждаются научным руководителем и заведующим базовой кафедры по направлению.
Обеспечение базы и условий для прохождения практики возлагается на заведующего базовой кафедрой по направлению, а непосредственное руководство, научно-методическое консультирование и контроль выполнения плана практики аспиранта осуществляется его научным руководителем.
Решением базовой кафедры по направлению аспиранты распределяются по местам прохождения практики (с указанием кафедры или профильной организации).
Направление на практику оформляется приказом ректора, с указанием кафедры или профильной организации.
Перед началом практики заведующий аспирантурой проводит организационное собрание, на котором информирует аспирантов об основных требованиях, нормативных положениях и формах отчетности по педагогической практике.
Аспирантом, совместно с научным руководителем, разрабатывается индивидуальный план практики, который после утверждения заведующим кафедрой по направлению прилагается к индивидуальному плану аспиранта.
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика аспирантов предусматривает следующее:
– знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в БГТУ им. В.Г. Шухова;
– изучение опыта педагогической деятельности ведущего профессорско-преподавательского состава института в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам в рамках направления подготовки в аспирантуре;
– индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету;
– проведение учебных занятий по учебной дисциплине (семинаров, практических и лабораторных занятий, чтение лекций) в присутствии научного руководителя или преподавателя, осуществляющего учебный процесс по данной дисциплине;
– участие в разработке методических материалов по преподаваемому предмету;
– индивидуальная работа со студентами, руководство научными студенческими исследованиями, руководство производственной практикой студентов;
– участие в проверке курсовых работ (проектов), расчетно-графических заданий и др. видах работ.
Права и обязанности аспиранта при прохождении практики
Практикант обязан выполнить индивидуальные задания, предусмотренные программой педагогической практики.
Практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка университета, распоряжения администрации и руководителей практики.
Аспирант обязан соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
Аспирант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться к руководителю практики, пользоваться учебно-методическими пособиями, вносить предложения по усовершенствованию организации практики.
Аспирант во время прохождения практики по предварительному соглашению имеет право на посещение учебных занятий ведущих преподавателей университета с целью изучения их методики преподавания и знакомства с передовым педагогическим опытом.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, аспирант может быть отстранен от прохождения педагогической практики.
Аспирант, отстраненный от прохождения практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план и имеющим академическую задолженность. По представлению руководителя педпрактики и решению заведующего кафедрой ему может назначаться повторное ее прохождение.
После завершения практики аспирант должен предоставить на базовую кафедру по направлению отчетную документацию не позднее завершения сроков аттестации за второй год обучения.
Аспиранты, ведущие занятия по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования, могут зачесть в счет практики соответствующую часть своей учебной нагрузки на основании заявления (Приложение 1).
Обязанности руководителя практики
Общее руководство и контроль за прохождением аспирантами педагогической практики возлагается на начальника отдела аспирантуры, который:
– проводит работу с заведующими кафедрами по направлению и научными руководителями по вопросам организации, проведения практики и подведения ее итогов;
– знакомит аспирантов с Положением, формой и содержанием отчетной документации;
– имеет право посещать занятия практикантов и принимает участие в их обсуждении.
Непосредственное руководство практикантом и контроль за выполнение им плана практики осуществляется его научным руководителем, который:
– составляет рабочий график (план) проведения практики;
– разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
– участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации (подбирает виды учебной нагрузки и учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывает индивидуальный план практики);
– осуществляет контроль за сроком проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, отраженным в индивидуальном плане практики;
– оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий (в планировании и организации учебного процесса, проводит открытые занятия, контролирует работу практиканта, посещает его занятия, принимает меры по устранению недостатков в организации практики, обеспечивает учет результатов практики;
– оценивает результаты прохождения практики обучающимися, дает заключительный отзыв об итогах прохождения практики.
Отчетная документация по педагогической практике
По завершении практики аспирант представляет заведующему базовой кафедрой по направлению следующую документацию:
– отчет о прохождении практики, в котором отражаются все виды учебной нагрузки и методической работы аспиранта (Приложение 2);
– отзыв научного руководителя о прохождении практики, в котором характеризуется выполнение аспирантом учебной нагрузки и методической части программы практики, педагогические умения и способности к педагогической деятельности, уровень подготовки аспиранта (Приложение 3).
Результаты прохождения практики рассматриваются на заседании базовой кафедры по направлению и оцениваются дифференцированным зачетом, который фиксируется в зачетной ведомости.
После заседания кафедры отчетная документация остается на базовой кафедре, а в отдел аспирантуры передаются результаты, в срок не более трех дней после завершения отчета.