Первый проректор университета Евгений Евтушенко: «Без поддержки бизнеса уровень специалистов будет падать»
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова уже много лет является кузницей кадров для элиты региона; в этом году он отмечает свой очередной юбилей. О взаимодействии университета с федеральными властями и бизнесом «Абирегу» рассказал известный ученый в области химической технологии строительных материалов, профессор, заведующий кафедрой технологии стекла и керамики первый проректор БГТУ им. В.Г. Шухова Евгений Евтушенко.
— Что представляет собой БГТУ им. В. Г. Шухова на данном этапе своего развития?
— На протяжении последних нескольких лет университет развивался достаточно эффективно. Во многом благодаря тому, что мы позиционировали себя не как региональный, а как отраслевой федеральный вуз. И для этого были все основания – ведь если вспомнить историю, то изначально наш университет назывался Белгородский технологический институт строительных материалов. То есть, с одной стороны, направленность была обозначена предельно четко и ясно, а с другой, к нам приезжали на обучение со всей страны.
Сейчас мы являемся не просто технологическим, а политехническим университетом, где есть все направления, обеспечивающие развитие региона и отрасли. Так получилось, что 70% инженерных кадров региона – это наши выпускники. Следом за нами по этому показателю идет БелГУ. Здесь стоит отметить, что специальности, которые появились в нашем вузе первоначально, постепенно «мигрируют» в Белгородский госуниверситет. Там тоже пытаются создать инженерное, машиностроительное и тому подобные направления. При этом БелГУ является национальным исследовательским университетом, а это значит, что у него есть определенные преимущества. Однако, по-прежнему 70% инженерных кадров обеспечиваем мы, а по некоторым направлениям — все 100%.
— Кем становятся ваши выпускники?
— Наш университет закончили многие представители элиты города и области. Руководители и владельцы предприятий — это тоже выпускники БГТУ им. В.Г. Шухова. По большому счету без наших специалистов ни одна сфера в городе развиваться не может — они представлены во всех производственных кластерах.
— Что вы можете сказать о той политике, которую проводит сейчас Министерство образования и науки?
— Сегодня наблюдается некоторая зацикленность на развитии высшего образования в регионах. Более того, на регионы даже возлагается решение задач федерального уровня! Но какой смысл «распылять» абитуриентов, профессоров и ученых по разным вузам, если можно создать серьезную базу в одном специализированном университете? Если делать так, как делается сейчас, то на местах не будет ни научной школы, ни инновационного развития. Потому что если в каждом вузе будет учиться по два-три инженера с достаточно узкой специализацией, то качество их подготовки будет страдать.
В связи с этим еще с 2012 года мы предлагали программу, направленную на федеральное развитие региона и отрасли. И, как оказалось, не зря — наш проект выиграл в конкурсе Программ стратегического развития вузов и получил финансирование. И пусть этих средств было в десятки раз меньше, чем тех, что обычно выделяют национальным исследовательским университетам, их вполне хватило на хороший старт — мы создали центр высоких технологий и закупили оборудование.
Позднее мы стали победителями в конкурсе Программ развития опорных университетов России. Здесь сработало другое направление нашей стратегии развития, ориентированное непосредственно на регион.
— Как проходит взаимодействие с бизнесом в плане практической подготовки студентов?
— Здесь есть определенные сложности. Дело в том, что промышленность строительных материалов, хоть там и задействовано около 2 млн работников, уже вся в частных руках. Предприятия не очень крупные, и зачастую у них просто не хватает финансовых сил для серьезной работы. А некоторые гиганты, почему-то не хотят думать о будущем. Они рассуждают так: «Мы платим налоги государству, значит, оно должно нам готовить специалистов». Но ведь это не так работает…
Представителям бизнеса нужно понимать, что если они не будут оказывать нам поддержку в подготовке специалистов, то уровень подготовки последних будет неуклонно падать.
Каким бы ни был университет, он не всегда может самостоятельно подготовить современную базу. Для этого нужно с кем-то сотрудничать. Например, выпустили какой-нибудь новый станок, соответственно, студентам надо учиться на нем работать. Но для вуза приобретать его не всегда экономически целесообразно. Поэтому остается ездить на предприятия, которые располагают подобным оборудованием.
Здесь мы видим выход в создании на предприятиях базовых кафедр, но это точечные меры. Тем не менее, если в этом вопросе нам идут навстречу – то это уже большая удача.
— Как изменилось отношение бизнеса к целевому набору?
— В текущем году законодательство, касающееся этого вопроса, изменилось. Если раньше работодатели могли «отделаться» минимальными стипендиями для своих целевиков, то теперь они должны выплатить полную стоимость образовательных услуг.
При этом не все предприятия имеют право заключать целевой договор. Чтобы себе это позволить, в компании должен участвовать госкапитал, или, например, акции должны находиться в доверительном управлении государства… Таких предприятий осталось сравнительно мало. Однако, нюанс в том, что руководители этих компаний, как правило, частники. Они думают чаще тактически, чем стратегически. То есть, как бы сэкономить здесь и сейчас.
Но, несмотря на все вышеперечисленное, в нынешнем году целевиков у нас было больше, чем в предыдущем. И это результат нашей активной работы с предприятиями партнерами всей по всей России.
— Какие специальности предпочитают сейчас абитуриенты?
— В последние несколько лет потенциальные абитуриенты склоняются к техническим направлениям. Если раньше особой популярностью пользовались экономическая и юридическая специальности, то сейчас желающих их освоить становится меньше. Но нам по-прежнему нужны ребята, которые бы увлекались физикой, информатикой и химией.
— Работаете со школьниками?
— Да. Под эгидой губернатора у нас проходит конкурс «Мы — Белгородцы. Думай, решай, действуй!». На нем школьники демонстрируют свои изобретения и проекты, а мы их оцениваем. Хотелось бы, чтобы информация об этом доходила даже до самых отдаленных уголков нашего региона, и чтобы техническое дело развивалось.
— Как вы стимулируете это развитие?
— Нами создан малый технологический университет. Там проводятся и курсы, и развитие олимпиадного движения. Мы активно работаем с образовательным центром «Сириус», а в «Орленке» наши студенты и молодые преподаватели проводят целые проектные смены.
— То есть, отбор в эти смены идет как раз по итогам ваших конкурсов?
— Да. Мы полностью обеспечиваем их и проектами, и преподавателями, а дети приезжают со всей страны.
— Сколько сейчас белгородцев прошли подготовку в «Сириусе» и «Орленке»?
— В «Сириусе» — около ста человек, а в «Орленке» более 250 человек. Из них около 20 уже стали студентами нашего университета, а на остальных, которые еще продолжают обучение в школе, мы очень рассчитываем…
— Готовите свои кадры?
— Да. Еще когда создавались региональные детские технопарки «Кванториумы», так получилось, что все наши молодые преподаватели и аспиранты после соответствующей подготовки стали руководителями направлений белгородского технопарка.
— Какой вклад вносит БГТУ им. В.Г. Шухова в инновационное развитие страны?
— Наш вуз это эффективно действующий научный и инновационный центр, и неслучайно он победил во Всероссийском конкурсе «Вузы как центры развития инноваций». Достаточно сказать, что опыт по обучению технологическому предпринимательству накоплен очень большой, мы его популяризировали через соответствующие методические указания, подготовленные по рекомендации Министерства науки и образования РФ. В частности, нашем вузе молодыми учеными и студентами создано более 100 малых инновационных предприятий.
— Они действуют?
— Многие из них действуют, большинство из них уже даже оторвалось от вуза, но не в плане взаимодействия в подготовке кадров. Наши самые эффективные предприятия не теряют своей связи с университетом. В каком плане? Например, со 2-3 курса они уже берут студентов, растет уровень компетенции этих людей вместе с решаемыми задачами. К 3-4 курсу студенты уже работают на этом предприятии и получают хорошие зарплаты.
Но у этого процесса есть и обратная сторона. С ростом уровня компетенций наших студентов растет и уровень их потребностей — он становится гораздо выше, чем может их обеспечить регион, поэтому они мигрируют, например, в Москву. А в Белгороде им на смену приходят новые кадры, и этот процесс непрерывен. Такая связь с малыми инновационными предприятиями очень эффективна.
— Чем, в основном, занимаются малые инновационные предприятия, созданные на базе университета?
— Например, есть целый ряд предприятий, куда набирают, в основном, программистов, специалистов в области информационных технологий, автоматизации. Это «Фабрика информационных технологий», «Городские парковки», «Технологии надежности». Первое из этих малых инновационных предприятий начинало с разработки программы «Виртуальная школа», этот проект мы демонстрировали президенту РФ на Селигере. Программа реализовывалась в Белгороде и, может быть, еще в одном регионе. Тиражировать не смогли. Но разработчики учли свои ошибки, и при реализации программы «Городские парковки» вышли на прямые контакты с одним из крупнейших российских провайдеров цифровых услуг и сервисов, что помогло им развить свою деятельность в двух десятках городов России, в том числе в Москве и Сочи. Сейчас предприятие выходит на зарубежные рынки.
Есть и другие проекты, направленные на совершенствование инфраструктуры региона — «Умный город», «Дорожное движение». У нас есть архитекторы, которые закладывают в систему градостроительства новые, иногда неожиданные решения, как, например, Маргарита Перькова, защитившая недавно докторскую диссертацию. Эффективно работают все: аналитики, информационщики, химики, механики, проектировщики, строители и архитекторы — все идеи сходятся в один узел, а это уже решение задач создания умного города и умного региона.
По материалам abireg.ru