Приобщать школьников к технике нужно со школьной скамьи
Герой знаменитого стихотворения Маяковского «Кем быть?» задумался о выборе жизненного пути незадолго до своего семнадцатилетия — по сегодняшним меркам поздновато. Делать первые шаги к будущей профессии можно и нужно, едва переступив школьный порог, а то и раньше — начиная с детского сада. Так считают в Белгородском государственном технологическом университете имени В. Г. Шухова. Стены «Технолога» становятся родными не только для студентов, но и для учащихся школ области. Чем привлекает ребят технический вуз? Об этом рассказывает ректор университета Сергей Глаголев.
- Сергей Николаевич, технологический университет серьёзно занимается развитием детского и юношеского технического творчества. Назовите, пожалуйста, особо значимые проекты, связанные с этим направлением?
- В начале ноября в нашем вузе стартовала работа проектно-олимпиадной школы, так называемой Школы юных инженеров-конструкторов. И это далеко не единственный проект, направленный на работу с одаренными детьми.
Наш университет совместно с общеобразовательными учреждениями Белгорода создал профильные классы, которые уже на самых ранних этапах выявляют талантливых школьников и ориентируют их на получение технических специальностей. Вуз сотрудничает со «Школьной лигой Роснано», объединяющей десятки белгородских детей. Только за прошедший год несколько тысяч школьников стали гостями Центра инноваций и дизайна, познакомились с самым современным оборудованием, которое установлено там. Около ста юных белгородцев посещают робототехнические, дизайнерские и другие кружки технического творчества, работающие в этом Центре и на кафедрах вуза. В университетском Центре одаренности преподаватели работают с белгородскими подростками, повышая их образовательный уровень. Университет ежегодно становится местом проведения муниципальных, межвузовских и региональных этапов всероссийских олимпиад по математике, физике, химии, информатике, технологии и другим предметам, перечень которых постоянно расширяется. В 2015-2016 учебном году в олимпиадах участвовали более десяти тысяч школьников.
С каждым годом растёт количество юных художников, занимающихся в детской архитектурно-художественной студии «ИМП-АРТ», а дошколята, начиная с трёх лет, с удовольствием ходят в детскую дизайнерскую студию.
Особого внимания заслуживает Детский автогородок, на котором студенты обучают малышей правилам поведения на дороге. Большой популярностью пользуются кружки в студенческом дворце культуры. Кроме того, ежегодно наш ДК проводит около сотни мероприятий для школьников областного центра: тематические концерты, игры, конкурсы.
В этом году мы заключили соглашение с уникальным образовательным центром «Сириус» об открытии площадки на базе нашего университета, и сейчас ведется работа по созданию материально-технической основы. Как вы знаете, «Сириус» расположен в городе Сочи и создан ведущими российскими учеными по инициативе президента нашей страны Владимира Владимировича Путина.
Такая площадка даёт белгородским ребятам возможность значительно укрепить знания по отдельным предметам, проявить себя, подготовиться к более успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз. Ну и, конечно, поучаствовать в конкурсах проектных и исследовательских работ, в том числе в таком конкурсе как «Сириус».
- Такая деятельность вуза связана с привлечением потенциальных абитуриентов?
- Конечно, мы надеемся, что одарённые дети, которые любят науку, технику, хотят что-то менять, создавать в этой области, придут к нам в «Технолог» на обучение. Но если ребята, которые занимаются у нас в системе довузовского образования, потом захотят себя найти в другом направлении, то они, безусловно, могут это сделать, и мы будем рады, что наш университет способствовал развитию их способностей. Наша глобальная задача как образовательного учреждения, помогать каждому, кто хочет повышать свои знания и компетенции.
- На Ваш взгляд, качество знаний абитуриентов меняется в последние годы?
- Как показывает опыт, уровень подготовки школьников всё время остается примерно на одном уровне - конечно, с учётом технологий, которые врываются в нашу жизнь. Сейчас с самых младших классов школьники умеют обращаться с компьютером, искать сведения в Интернете, тогда как наше поколение осваивало эти технологии, будучи взрослыми.
Лучше или хуже они? Возможно, просто немножко другие. Бывает, один набор лучше, другой похуже, потом опять лучше - какая-то цикличность есть, но я не берусь её объяснять. А в целом, я считаю, что молодёжь у нас достаточно продвинутая. Другое дело, что существующая система образования, в частности, единый госэкзамен, волей-неволей подталкивает и школьников, и учителей идти по более простому пути - сдавать те дисциплины, которые более просты для них. Математика, русский язык как обязательные предметы, и обществознание - набор ЕГЭ, который сдаёт большинство школьников. Это ограничивает их возможности поступления в технические вузы.
Поэтому начинать приобщать школьников к технике необходимо как раз в школе.
- Какие специальности, по прогнозам, будут востребованы на рынке труда лет через пять-десять? Как университет готовится к таким требованиям времени?
- Есть такой проект, разработанный в Сколково – атлас новых профессий. В нем описываются профессии будущего – кто будет востребован на рынке труда через десяток-другой лет, и на какие сферы стоит обратить внимание сегодняшним выпускникам.
Инженерные специальности в будущем никуда не денутся, напротив, научно-технический прогресс открывает широкие горизонты для будущих инженеров. Многие интересные направления объединяют две-три специальности. То есть то, что будущее за междисциплинарными науками – это уже очевидно.
Актуальными станут профессии проектировщиков энергонулевых домов, которые займутся созданием автономных в энергетическом плане зданий. Это и энергетики, и архитекторы. Инженеры возобновляемой энергетики будут внедрять и обслуживать системы для «умного дома».
Более того, в будущем потребуются планировщики «умных» городов, создающие общегородские системы жизнеобеспечения. Дороги тоже станут «умными» – понадобятся инженеры-строители, которые создадут особое дорожное покрытие, оснащенное различными датчиками контроля, удобной разметкой и знаками.
IT-специалисты уже сегодня входят в число представителей самых востребованных профессий. А в будущем без них просто немыслимо представить повседневную реальность.
Экологи, специалисты экономической и информационной безопасности, инженеры 3Д печати, нанотехнологи, создатели новых материалов для строительства, энергетики, космоса – всем этим и еще многим специальностям учат в нашем университете.
- Сейчас много говорится о приоритетности среднего профессионального образования. Не отнимают ли учреждения СПО потенциальных абитуриентов вуза?
- В нашем университете с давних пор существует тесная связь с техническими колледжами. Мы ежегодного принимаем более 300 человек выпускников СПО, они приносят в вуз новые требования, что позволяет нам определиться с направлениями развития. Конечно, нельзя отрицать, что техникумы дают более широкую и глубокую практическую подготовку. Но необходимую фундаментальную подготовку выпускники СПО получают как раз в стенах нашего университета. Мы постоянно заботимся о том, чтобы развивать в вузе и практическую подготовку, тем более, что сейчас это возможно за счёт увеличения практики на предприятиях. Даже планируем создать на нашей базе колледж, где более тесно будет реализовано взаимодействие программ среднего профессионального и высшего образования.
Все выпускники СПО имеют рабочие профессии, а те ребята, которые пришли к нам после окончания школы, могут приобрести её за счёт интеграции в систему студенческих строительных отрядов, дополнительного профессионального образования. Мы стремимся, чтобы каждый выпускник имел хотя бы одну рабочую профессию.
- Белгородский «Технолог» первым в регионе начал развивать студенческий городок в формате кампуса. Чего удалось достичь в этой работе и что предстоит сделать в ближайшее время?
- Конечно, нам исторически повезло, что в свое время было выделено 35 га под строительство нового вуза. Дальше мы уже, образно говоря, просто ограняли этот алмаз. Большой вклад в развитие университета внёс Анатолий Митрофанович Гридчин, он задал тон и вдохновил нас продолжить – возводить новые здания и сооружения, оформлять территорию скульптурными композициями и тротуарной плиткой. Сделано уже, действительно, очень много и мы не останавливаемся: ежегодно намечается строительство новых объектов. Студенческий кампус нашего университета считается одним из лучших на российском и европейском образовательном пространстве. Отличный стадион, два бассейна, центр высоких технологий, общежитие – всё это построено только за последние десять лет. Сейчас мы работаем над строительством детского технопарка, где будет развиваться робототехника и IT-технологии, в планах - строительство ещё одного учебного корпуса: ведь с каждым годом число студентов растёт, том числе иностранцев, и нам необходимо подтверждать свой статус новейшими разработками и удобствами для их обучения. Мы также заканчиваем строительство нового корпуса для 3D-технологий в промышленных масштабах.
- Сергей Николаевич, спасибо.
(Интервью для газеты "Белгородская правда")