Как воспитывать элиту?
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова — один из крупнейших в стране специализированных вузов, готовящих инженерные кадры для всех направлений деятельности в строительном комплексе. В этом году он отмечает юбилей — 60 лет со дня основания. На вопросы корреспондента Всероссийского интернет-журнала "Строительство.ru" отвечает ректор БГТУ им. В.Г. Шухова Сергей Глаголев.
— Какие основные проблемы, на Ваш взгляд, стоят перед строительными вузами, в том числе, перед Вашим университетом?
— Неблагоприятная ситуация с кадровыми ресурсами сложилась во многих отраслях, в том числе в машиностроении и в промышленности строительных материалов. И именно этот фактор, на мой взгляд, не дает отраслям развиваться. Средний возраст научно-технических работников на многих предприятиях превышает 50 лет. И при общем снижении численности научных сотрудников, работающих в отраслевых НИИ и вузах, растет доля работников старше 60 лет. Существует проблема закрепления молодых специалистов на заводах отрасли. Предприятия практически отказались от направления специалистов для обучения в вузы, а выпускники университетов крупных городов России не едут на работу по соответствующим заявкам.
Подготовку кадров для промышленности строительных материалов в России осуществляют 12 технологических и 17 архитектурно-строительных вузов, а также целый ряд отраслевых техникумов. Однако система подготовки специалистов для отрасли не в полной мере отвечает современным требованиям и неконкурентоспособна на международном рынке образовательных услуг, отсутствует системный подход в решении проблем подготовки и переподготовки кадров.
Выход из сложившейся ситуации я вижу в создании новой консолидированной отраслевой образовательной системы, технологических университетов мирового уровня, интегрированных с ведущими научными центрами и отраслевыми предприятиями. Это окажет существенное влияние на внедрение высоких технологий в промышленность строительных материалов и стройиндустрию, решение региональных и социальных задач, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий, обеспечит подготовку высококвалифицированных, элитных специалистов.
Памятник науке
— Расскажите о новациях в преподавании.
— Работаем в нескольких направлениях. Прежде всего, мы стали более пристальное внимание уделять довузовской подготовке и среднему специальному образованию. К нам приходят учиться выпускники и школ, и специальных средних учебных заведений (ссузов). И очень важно, чтобы наши первокурсники были хорошо подготовлены, мотивированы и ориентированы именно на получение профессии, а не просто высшего образования.
Анализируем потребности отрасли, с учетом этого разрабатываем и модернизируем основные образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. В их числе и программы на иностранном языке, с учетом требований международных стандартов образования.
С переходом на новые образовательные стандарты вузы получили широкие возможности формирования собственных образовательных программ. Перед нами встала достаточно сложная проблема определения баланса между фундаментальной, общей профессиональной и узкоспециализированной подготовкой. Современный рынок труда требует профессионалов, глубоко знающих сферу деятельности и готовых сразу приступить к решению производственных задач.
Памятник студенту и студентке
С этой целью мы создаем новые, практико-ориентированные профили подготовки. Существенная роль при этом отводится базовым кафедрам, создаваемым университетом на ключевых предприятиях отрасли и нашей области. Их главная цель — адаптация студентов к производственной среде. Учебный процесс проводится на учебно-производственной площадке предприятия преподавателями университета и штатными работниками этого предприятия.
Очень серьезные изменения произошли в дидактической и учебно-методической составляющих учебного процесса. Их суть во все большем внедрении интерактивных форм проведения занятий. Наибольшее распространение получили деловые и ролевые игры, ситуационный анализ, различные тренинги, мастер-классы и т.д. В университете реализуется специальная программа по расширению применения различных технологических тренажерных комплексов и других видов компьютерной симуляции.
Мы широко практикуем в ходе учебного процесса групповую работу студентов и, в частности, студенческих исследовательских групп. Очень часто результатом работы группы является достаточно серьезный аналитический или исследовательский материал. Результаты докладываются на конференциях, публикуются в различных научных и технических изданиях.
Памятник Александру Пушкину и Натали
Для своевременного контроля уровня качества и успешности освоения студентами образовательных программ внедрена балльно-рейтинговая система контроля и оценки результатов учебной деятельности. Еще одна гарантия качества образования — прохождение внешнего контроля. По новому закону об образовании вузы, помимо процедуры государственной аккредитации, должны проходить и еще и общественно-профессиональную. В этом случае качество образования студентов по определенным критериям будут оценивать объединения работодателей. Пока эта программа находится в стадии разработки.
— Не секрет, что строительные вузы имеют большие проблемы с учебной литературой и пособиями. Как с этим обстоит дело сейчас, обеспечивает ли университет себя качественной литературой?
— К информационному обеспечению учебного процесса и научных исследований мы относимся очень серьезно. Научно-техническая библиотека совместно с кафедрами ведет комплектование фонда традиционными печатными изданиями по всем направлениям подготовки. Приобретаем фундаментальные учебники таких уважаемых издательств, как «АСВ», «Машиностроение», «Академия», «Лань» и др. И конечно, стимулируем подготовку учебных и методических пособий ведущими преподавателями университета.
Новым поколениям студентов на помощь пришел интернет. Наша библиотека предоставляет удаленный доступ к образовательным ресурсам электронно-библиотечных систем. Электронные копии внутривузовских изданий размещаются в электронной библиотеке вуза и доступны в авторизованном режиме по сети интернет. Ежегодная подписка на периодические издания включает более 400 наименований.
Открытие бассейна
Достаточно высокий уровень обеспеченности образовательного процесса актуальной информацией поддерживается путем организации бесплатного доступа для студентов и преподавателей к локальным справочно-поисковым системам и удаленным отечественным и зарубежным ресурсам, таким как ЭБС издательства «Лань», «КнигаФонд», «Polpred», контент зарубежных издательств по договорам с РФФИ.
Расширение спектра и объема предоставляемых библиотечно-информационных услуг реализуется также благодаря межвузовскому сотрудничеству на разных уровнях. На повестке дня — согласование условий участия в проекте по созданию единой ЭБС Ассоциации строительных вузов, а также в проекте Минобрнауки России по объединению электронных каталогов библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса.
— Жизнь не стоит на месте. В строительной отрасли появилось много новых профессий. Как вуз отвечает на потребности отрасли? Каким новым профессиям обучает ваш университет?
— Ежегодно в университете открываются новые направления подготовки. Например, в нынешнем учебном году было лицензировано шесть образовательных программ: материаловедение и технология материалов, прикладная информатика, градостроительство, землеустройство и кадастры, технологические машины и оборудование, природообустройство и водопользование.
БГТУ им Щухова на выставке Мир стекла 2013
Выбор новых направлений осуществляется с учетом перечня приоритетных направлений модернизации российской экономики, «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года», а также с учетом особенностей развития науки и технологий по профилю университета, региональной и отраслевой специфики вуза. Кроме того, ведется дополнительное профессиональное образование студентов по 30 рабочим специальностям.
— Как, на Ваш взгляд, выглядят наши строительные вузы на фоне лучших зарубежных учебных заведений?
— Недавно я вместе с делегацией нашего университета посетил ряд зарубежных вузов во Франции, Польше, Германии, Сербии. Это общение показало, что в целом подготовка и качество знаний у нас ничуть не хуже, чем в зарубежных вузах. Поэтому не зря высшие учебные заведения Европы с готовностью идут на сотрудничество с нами. Безусловно поэтому у нас в университете, да и в других российских строительных вузах, обучается так много иностранных студентов, например, у нас более 900 человек из 73 стран мира.
Если сравнивать российские вузы, то мы в течение ряда лет занимаем первое место среди архитектурно-строительных вузов России. Нас отличают такие объективные показатели, как пятое место в стране по приему победителей и призеров олимпиад регионального и российского уровней.
Мы на первом месте в ЦФО по числу молодых ученых и студентов, которые получают президентские и правительственные стипендии.
Лидируем мы в России среди технических вузов также по числу открытых направлений, профилей и специальностей, особенно в строительном, энергетическом, экономическом, механическом направлениях подготовки.
В настоящее время одним из новшеств является подготовка для предприятий комплексных бригад наших специалистов. Можно привести еще ряд других показателей, которые говорят о том, что наш белгородский Технолог на передовых позициях мирового образования.
— На многих специализированных московских выставках можно увидеть экспозиции Вашего университета. Что Вы от них ожидаете, и что дает участие в них?
— Безусловно, это бесценный обмен опытом. Я убежден — обязательно нужно общаться, перенимать лучшее, делиться опытом. И как результат такой позиции — среди инновационных образовательных программ, которых у нас реализуется более 15, есть не только «свои, родные», разработанные нашими учеными.
Ряд программ — это результат обмена опытом с нашими коллегами, они усовершенствованы и внедрены в обучение, так как девиз нашего университета «Сделать лучше, чем вы увидели».
Участие в выставке — это демонстрация наших достижений. Если мы не будем говорить о достижениях и показывать их, то образовательная общественность не будет об этом знать.
Три кита, на которых держатся университет, это — образовательный процесс, научная составляющая и спортивно-воспитательная работа. По всем трем направлениям у нас есть, что показать и чем поделиться. Наши спортсмены и участники творческого процесса становятся победителями и призерами различных конкурсов.
Пять образовательных программ БГТУ им. В.Г.Шухова по итогам конкурса в 2013 году стали лучшими образовательными программами инновационной России.
Разработаны и воплощены в жизнь программы «Инновационное предпринимательство малого бизнеса» и «Каждому выпускнику рабочую профессию».
В области науки мы уже можем гордиться опытом в создании малых инновационных предприятий (МИП), которых у нас в университете более 90. Некоторые МИПы приступили уже к выпуску своей продукции, это такие, как ООО «Композит» (экоцемент) и «ЭкоТех» (гранулированные добавки для дорожных покрытий). На сегодняшний день мы можем продемонстрировать автоматизированную систему трудоустройства выпускников «Scillbook», ставшую призером премии «Траектория» в Москве.
— Успешно ли идет процесс возвращения науки в вузы?
— Из нашего университета наука не уходила никогда. Даже в самое сложное время сохранялись устойчивые связи между предприятиями промышленности строительных материалов и кафедрами вуза. Когда не было соответствующего финансирования, исследования осуществлялись на инициативной основе. И в былые времена, и в настоящее время большинство работ выпускников университета выполняется с исследовательской частью, либо полностью посвящены научным темам.
В настоящее время при вузе создано международное движение инноваторов «Технопарк БГТУ им. В.Г. Шухова», которое объединяет около 200 предприятий, внедряющих разработки ученых университета. Это и МИПы, и отраслевые предприятия. Примером такого взаимодействия могут служить научные исследования, которые проводятся на кафедре «Технология цемента и композиционных материалов». Они связаны с повышением энергоэффективности производства цемента. Их практическая реализация осуществляется по всей территории России и стран СНГ, имеются заказы от партнеров из дальнего зарубежья.
Помимо строительной отрасли в вузе ведутся разработки для металлургии, энергетики, космоса, атомной промышленности.
— Спасибо за беседу. Успехов в юбилейном году.
Татьяна ШАВИНА
Фотоматериалы предоставлены БГТУ им В.Г. Шухова