Олимпиада – возможность проявить себя

В субботу 17 ноября школьники многих российских городов, в том числе и Белгорода, приняли участие в отборочном туре межрегиональной олимпиады САММАТ. Организатором этой олимпиады в Белгородской области, а также Липецкой, Воронежской и Архангельской является БГТУ им. В.Г. Шухова. Именно в «Технологе» школьники, успешно прошедшие отборочный тур, 3 марта 2014 года будут решать основную олимпиаду. Преподаватели нашего вуза работали в эту субботу в школах города как кураторы и консультанты. В каждой белгородской школе в олимпиаде участвовало от 50 до 300 человек. Таким образом, в отборочном туре математической олимпиады САММАТ в этом году приняло участие около 1500 юных белгородцев. Олимпиадное задание включало 10 задач. На решение давалось 3 часа.

Накануне отборочного тура наш университет посетил один из основателей и идеологов математической олимпиады САММАТ, председатель оргкомитета олимпиады, доктор математических наук, профессор Самарского государственного технического университета Александр Анатольевич Андреев.

— Александр Анатольевич, сейчас участвовать в олимпиадах становится очень престижно, ведь победители и призеры получают льготы при поступлении в вуз, да и для портфолио, которое сейчас все собирают, диплом участника будет далеко не лишним.

 Тут главное не перегибать палку. Я считаю, что неправильно, когда родители начинают «делать» портфолио ребенку. Заводить портфолио детям младшего школьного возраста просто глупо. Портфолио — это для родителей, маме на стене в зале в рамочках развесить. Я был по-настоящему рад, когда отменили льготы при поступлении за медали. Школьная медаль — это медаль родителям. И пусть они ее с гордостью носят. Ведь только с помощью мамы можно организовать обучение таким образом, чтобы с 10 класса ребенок не получил не одной четверки! А вот хороший класс — это важно. Хорошее окружение не даст опуститься здравомыслящему человеку ниже определенного уровня.

— То есть для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах, не обязательно быть отличником?

 Даже троечники могут! Честное слово! Кому-то не дается английский, обществознание, зато нравится математика — почему нет? Я сам бывший троечник, не вру! Ну да ладилось у меня с английским и биологией, что тут поделать. Но у меня была пятерка по математике. У моего сына была тройка по русскому, при этом он в тот год выиграл областную олимпиаду по математике, а потом без труда поступил на мехмат и в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию.

— Что, по-вашему, дает олимпиада, если отбросить привилегии при поступлении в вуз?

— Только увлеченность предметом. Только любовь к предмету. Если бы не было олимпиад, то одаренные, увлеченные дети просто растворились бы в общей массе и не смогли бы должным образом проявить себя, их просто не было бы. И я сам, и мои коллеги, и Валерий Трофимович (Корнеев, директор Центра довузовской подготовки БГТУ им. В.Г. Шухова) — все мы ведь занимаемся олимпиадным движением отнюдь не из-за денег. Выявить одаренных детей, работать с ними, растить их талант — это главное.

— Как выбрать олимпиаду, в которой будет участвовать ребенок?

— Никак! Не лишайте ребенка удовольствия, пусть он участвует во всех олимпиадах, в которых ему интересно! Олимпиада — это возможность проявить себя. Для каждого! Почему мы создали олимпиаду САММАТ? Расскажу предысторию. Мы ее создали в 1993 году. Тогда пошла волна создания учебных заведений нового типа, появились гимназии, лицеи. У нас в Самаре в то время был создан самарский колледж, который сплотил очень хороший преподавательский состав предметников, в том числе там работали и преподаватели вузов. И хорошие педагоги, единомышленники начали работать с хорошими, одаренными детьми. И эти дети стали делать успехи. А в 1992 году министром образования и науки Самарской области был назначен профессор Ефим Яковлевич Коган, который ввел чисто олимпийский принцип. В олимпиаде, в школьном этапе, участвуют все, из школы выходят пять человек на район, из района выходят тоже пять человек и так далее. А у нас получилось, что практически все толковые ребята собрались в одном месте, и участвовать в олимпиаде большинство из них не могли. И мы решили организовать свою олимпиаду. И чтобы не создать противовес той олимпиаде, «настоящей», мы поступили хитро — мы сделали командное первенство по математике. И дети приходили, с удовольствием общались, разбирали задачи.

— С какого класса можно участвовать в САММАТе?

— С шестого класса.

— Все ли ребята могу принимать участие в этой олимпиаде?

— Конечно. На первый тур могут прийти все. Мы стараемся привлечь как можно больше участников.

— А как подготовиться к олимпиаде?

— Я бы рекомендовал зайти на наш сайт и найти задания прошлых лет. И таким образом можно и оценить свои силы, и понять какого уровня будут задания.

— Сильно ли отличаются задания первого тура и второго?

— Первый тур, конечно же, значительно проще. В основной, истинной олимпиаде, задачи — это настоящие перлы, математические жемчужины. А ведь они просто так не рождаются! Сейчас, к тому же, задания проверяют на плагиат, и просто взять задачу, которая была в какой-либо олимпиаде лет 10 назад нельзя! Поэтому их приходится придумывать. Конечно, мне помогают аспиранты. И это настоящее творчество. Которое, кстати, мало кто может по достоинству оценить. И людей, которые придумывают олимпиадные задачи не так много, с десяток на всю страну. Есть неплохие ребята в Новосибирске, в Москве. И просматривая задания олимпиад, я могу примерно представить, кто автор того или иного задания. А в принципе задачи — они ведь однодневки. Ты объявил их, и все! Потом эти задания, разумеется, включают в сборники, задачники. Но использовать их как олимпиадные можно только один раз.

— Все ли задачи имеют однозначный ответ?

— Ответ — да. А вот решение может быть разным. У нас очень мощное компетентное жюри. За некоторые задачи, бывает, чуть добавляем балов, за некоторые — чуть снижаем. Но всё проверяется очень тщательно, и что немаловажно, всё проверяется одинаково. Все работы проходят многоступенчатую проверку.

— Как много ребят проходят во второй тур?

— По статистике, около 15%. Чтобы были победители олимпиад, нужно чтобы в олимпиадах участвовало много ребят. Создавалась такая своеобразная пирамида. При этом далеко не факт, что из этих победителей вырастут блестящие ученые. Но для каждого ребенка участие в олимпиаде — это возможность открыть для себя что-то новое, оценить свой уровень, понять, в каком направлении двигаться. И главное — во время олимпиады можно встретиться и пообщаться со своими единомышленниками. Умными, одаренными, увлеченными ребятами.

Остается добавить, что результаты отборочного тура будут готовы к концу ноября. Получить информацию можно на сайте олимпиады САММАТ.

Беседовала Ольга Арчибасова

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки