Олимпиада: главное, сделать правильный старт

В настоящее время из наиболее актуальных и обсуждаемых стали вопросы реализации эффективных механизмов поддержки талантливой молодежи. В Белгородской области осуществляется скоординированная политика в этом направлении. Так, например, претворяется в жизнь областная целевая программа «Дети Белгородчины». В этой сфере деятельности в БГТУ им. В.Г. Шухова уже много лет ведется разноплановая и комплексная работа с одаренными детьми. Одной из эффективных форм выявления и поддержки талантливых детей без сомнения является проведение предметных олимпиад. О специфике их проведения мы беседуем с директором центра довузовской подготовки, доцентом кафедры физики университета Валерием Трофимовичем Корнеевым.

Корр. Учителя, школьники и их родители испытывают трудности в выборе предметных олимпиад, поскольку их сейчас проводится множество. Как разобраться во всем их разнообразии?

Корнеев В.Т. Все олимпиады и конкурсы можно разделить на три группы. Это – Всероссийские олимпиады школьников, олимпиады старшеклассников, которые проводятся под эгидой союза ректоров России, а также различные прочие олимпиады и конкурсы школьников.

Всероссийские олимпиады школьников традиционно проводятся департаментом образования, университет участвует в них в разных качествах. Во-первых, есть большой пласт учебной работы с учащимися по подготовке заданий к олимпиадам. Многие наши преподаватели задействованы в такой работе, и это очень важно и для школ, и для учащихся, и для наших преподавателей. Хорошо, когда такая работа строится последовательно, на протяжении многих лет. Это – хорошая креативная школа для всех участников олимпиадного движения.  Главная награда для участников олимпиадного процесса – состояние творчества, воспитание духа познания в себе, интеллектуальное наслаждение от полученного результата. Кроме того, победители заключительного (четвертого) этапа Всероссийских олимпиад – выпускники средних общеобразовательных учебных заведений – имеют льготы при поступлении в вузы. Обычно таких ребят немного на страну: даже попасть на заключительный этап такой олимпиады по какому-либо предмету трудно. Например, в Белгородской области далеко не каждый год появляются призеры заключительного этапа по той же физике. Кроме того, наши преподаватели работают в методических комиссиях, входят в состав жюри Всероссийских олимпиад.

Олимпиады школьников, которые проводятся под эгидой союза ректоров России, входят в перечень олимпиад, ежегодно утверждаемых Министерством образования и науки России. Они являются, может быть, даже более профориентационными, чем Всероссийские олимпиады. БГТУ им. В.Г. Шухова проводит среди таких олимпиад межрегиональные олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» - по математике, физике, химии; межрегиональные олимпиады «САММАТ» - по математике, а также участвует в проведении олимпиад по математике, информатике, криптографии. Такие олимпиады проводятся в два этапа. Призеры и победители заключительного этапа – выпускники школ пользуются существенными льготами при поступлении в вузы. Они могут быть приняты без других испытаний, или при поступлении диплом призера или победителя олимпиады засчитывается за 100 баллов по данному предмету. Например, в прошлом году число таких ребят, поступивших в ведущие вузы, в том числе и в БГТУ им. В.Г. Шухова, благодаря участию в олимпиадах, составило около полутора сотен человек. Конечно, и здесь мы делаем упор не на «итог», а на межтурнирную работу – учебную работу по предметам для участников олимпиадного движения, стараемся вовлечь в это движение школьников как можно раньше, чтобы у них последовательно накапливались знания и опыт. У нас в университете ведется специальный банк интеллектуальных достижений, чтобы мы успели присмотреться к нашим будущим студентам. А к школьникам, которые приходят в олимпиадное движение с 5-6 класса, относимся особенно внимательно и стараемся растить их до нужного уровня, делать все возможное, чтобы такие ребята хорошо учились и достойно выступили на олимпиадах, а потом стали бы нашими студентами. Мы и потом не оставляем без внимания студентов, поступивших через олимпиады, создавая, по возможности, им условия для максимально продуктивного интеллектуального, профессионального роста.

Следует отметить, что обе названные группы олимпиад проводятся строго бесплатно для школьников! Есть множество олимпиад, которые, к сожалению, на волне внимания к олимпиадам возникают в самых различных местах. Главные приметы таких олимпиад – их денежная составляющая и лукавство в рекламе, в информации. Обычно это – платные конкурсы. В нынешнем году оргвзносы, иные формы платежей за участие в таких олимпиадах доходило зачастую до нескольких десятков тысяч рублей. Причем в рекламе порой обещались различные блага, льготы при поступлении (например, говорилось, что олимпиада борется за вхождение в перечень олимпиад, или о том, что сейчас победители олимпиад пользуются льготами, но не подчеркивалось, что именно к данной олимпиаде такие льготы не имею отношения). К сожалению, такого обмана немало, и нужно очень внимательно выбирать олимпиаду или конкурс, в котором вы собираетесь участвовать. Мы обязательно дадим консультацию по таким вопросам всем, кто к нам обратится.

Есть, конечно, конкурсы и олимпиады, не входящие в первые две группы. Это, например, различные интеллектуальные игры, турниры. Иногда в них предусмотрены и оргсборы. Но обычно четко оговариваются все условия проведения таких состязаний, и не дается пустых обещаний.

Среди интеллектуальных состязаний, с которыми связан наш университет, - программа «Шаг в будущее», конкурс, проводимый университетом под эгидой Губернатора области, «Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй». Кстати, оба этих конкурса проводятся бесплатно и тоже дают преимущества при поступлении в вузы. Мы начали работу и в турнире юных естествоиспытателей, организованном журналом «Потенциал» (кстати, и это – бесплатно для школьников), принимаем уже несколько лет активное участие в Открытой Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия». И это – только часть нашей деятельности по поиску и воспитанию талантов.

Корр. В настоящее время о падении уровня среднего образования говорят все. Имеет ли смысл в такой обстановке развивать олимпиадное движение?

Корнеев В.Т. Парадоксально, но сейчас этим заниматься даже нужнее, чем в более благополучные времена. Олимпиады в значительной степени влияют на качество образования, а вузу они помогают найти профессионально ориентированных и подготовленных школьников.

Корр. Как изменились требования к проведению олимпиад в последнее время?

Корнеев В.Т. Требования к олимпиадам возрастают: идет вытеснение олимпиад третьего уровня в пользу первого и второго уровней. В нынешнем году олимпиад стало в полтора раза меньше, при их отборе учитываются качество задач, статистика оценок учащихся и другие показатели. Усилились требования к численности участников и их составу. Если в олимпиаде участвуют только ученики выпускных классов, то её могут закрыть, потому что такая олимпиада не занимается развитием школьников на протяжении ряда лет. С нынешнего года особенно тщательно будет контролироваться проведение работы между олимпиадами. Сюда можно отнести традиционные формы (подготовительные курсы, факультативы, студии, школы, которые проводятся у нас; работа в профильных классах, в том числе и специально созданных университетских) и новые, такие, например, как дистанционное консультирование, Шуховский форум. Также возросли требования и по открытости олимпиад.

Корр. Известно, что количество выпускников продолжает снижаться. Каким образом это сказывается на количестве участников олимпиад?

Корнеев В.Т. Несмотря на демографический спад, мы наращиваем число участников олимпиад. За период с 2006 по 2012 год число абитуриентов снизилось в 2 раза, а количество участников олимпиад выросло в 22!  В настоящее время мы проводим семь олимпиад, четыре из которых для нас наиболее трудоемкие. Каждая из олимпиад проводится в два этапа. Поэтому работа, связанная с их проведением, непрерывно ведется в течение года, достигая особых пиков нагрузки в октябре-декабре и в феврале-апреле. Несмотря на объективные трудности, возникшие в этом году, в олимпиаде по математике приняло участие в 1,6 раза больше школьников, чем в прошлом. Важно отметить, что мы заполнили все классы от 6 до 11, выполнив одно из строгих требований олимпиады по участию школьников в ней в течение нескольких лет. Следует отметить, что параллельно с олимпиадой «САММАТ» (проводим совместно с Самарским государственным техническим университетом и рядом других вузов страны) мы проводим олимпиаду «БИБН» (совместно с Нижегородским государственным университетом и рядом других вузов страны). Фактически в двух этих олимпиадах у нас участвует около 12 тысяч работ.

Корр. Какие учебные подразделения участвуют в подготовке и проведении предметных  олимпиад?

Корнеев В.Т. Олимпиады, которые организуются центром довузовской подготовки, необходимы  БГТУ им. В.Г. Шухова в целом. Следует отметить, что мы их проводим в тесной взаимосвязи с другими университетами, поэтому есть еще и высокая ответственность перед ними. В итоге проведения последующее поступление призеров и победителей в вузы. К важнейшим показателям олимпиады относится охват других регионов и стран. Чтобы яснее представить картину, назову четыре центра, вокруг которых в настоящее время сосредоточилось проведение олимпиад по математике: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара. Для того чтобы «удержать» олимпиады  «САММАТ» и «БИБН», в них необходимо вовлечь не менее половины регионов страны и два-три зарубежных государства.

Корр. Сегодня много говорят о создании банка интеллектуальных достижений. В чем суть этого мероприятия?

Корнеев В.Т. Мы проводим планомерную работу по созданию банка интеллектуальных достижений  одаренных школьников и студентов, который позволяет совершенствовать взаимодействие с районными и областными школами, развивать индивидуальную работу с учащимися.

Данные банка мы предоставляем учебным подразделениям (институтам) БГТУ им. В.Г. Шухова  для персональной работы по профориентации. Всем нам важно, чтобы талантливые молодые люди оставались в регионе, развивали его экономику и промышленное производство, науку и бизнес. На сегодняшний день в базе насчитывается около семи тысяч профессионально ориентированных учащихся и абитуриентов, из них около 500 человек стали призерами и победителями в различных предметных конкурсах и олимпиадах.  

Виктория Горяйнова

 

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки