Сначала было интересно, потом стало понятно
Если и есть какая-то предопределённость, кем станет человек в будущем, то это про Ивана Алексеевича Новикова. Это сейчас он возглавляет Транспортно-технологический институт БГТУ им. В. Г. Шухова, доктор технических наук, профессор с сотнями научных публикаций, десятками патентов на изобретения и всеми возможными победами в престижных конкурсах. А началось всё с любви к автомобилям…
Даже не отличник
Любовь к машинам маленькому Ване привил отец-инженер, который свой первый автомобиль «Москвич-2141» полностью сам собрал из запчастей. С детства мальчик полюбил всё, что связано с машинами – изучать, ремонтировать, управлять, обслуживать. По его мнению, автомобили – это живые существа, у которых есть душа. А собранный отцом «Москвич» стал первой машиной второкурсника Технолога Ивана Новикова, который учился на факультете механического оборудования на инженера-механика. Причём даже не был в числе отличников, как можно было бы предположить.
Первые два курса, признаётся Иван Алексеевич, вообще не знал, что тут делает и чем занимается. Но на третьем курсе стало интересно, обрёл некую уверенность и подумал – надо попробовать свои силы в исследованиях и науке. Здесь же, в Технологе, было и первое место работы – устроился дворником. Отвечал за территорию от площади и до центрального въезда, плюс ещё двор лабораторного корпуса. И даже имел свой кабинет в переходе между мехкорпусом и главным. Тогда переход этот ещё не работал и был разгорожен на несколько отдельных частей, в одной из которых и располагалась «дворницкая». Тогда же Иван и решил заниматься исследованиями.
«Стекло – это романтично»
Однако научная деятельность будущего доктора технических наук началась не с автомобилей, а со стекла. На мехоборудовании студенты изучали производство различных стройматериалов, именно технологические комплексы, то есть то оборудование, те приёмы, при помощи которых в общем-то производятся стройматериалы. На выбор были три направления, которыми можно было заниматься: производство цемента, производство ЖБИ и ЖБК (железобетонные изделия и железобетонные конструкции), производство стекла.
«Я считал, что стекло – это романтично!» – говорит Иван Новиков.
Воодушевлённый, Иван Алексеевич, тогда ещё третьекурсник, пришёл к профессору Александру Ивановичу Шутову, который в те годы руководил этим направлением исследований на кафедре.
«Первую научную задачу, которая была передо мной поставлена, я не решил. Это была чисто инженерная задача – нужно было определить оптимальное расстояние между валками и скорость их вращения на стекольной линии. Сейчас-то уже этой проблемы не видно, сейчас всё стекло нормальное, ровное. А тогда, в 90-е, листовое стекло часто получалось волнистым. Эта волнистость возникала из-за того, что стекло перемещалось по линии ещё мягким, и из-за скорости и неоптимального расстояния появлялись волны», – рассказывает Иван Новиков.
Это была задача на знание теоретической механики и сопромата. И если с первой у Ивана Алексеевича всё было в порядке, то с сопроматом – не очень. Однако, как признаётся учёный, задачу он не решил вовсе не от недостатка знаний, а потому что она показалась ему… неинтересной.
Задачка посложнее
Казалось бы, здесь научный руководитель должен был попрощаться с нерадивым исследователем, однако профессор Шутов предложил студенту Новикову новую задачу, связанную с разрушением стекла в результате динамического воздействия какого-либо тела. Иван Алексеевич мог выбрать любой вариант, но решил, что это будет пуля. Задача становилась сложнее, но интереснее.
«Зачем её надо было решать? Стекло, к сожалению, разрушается – не такой прочный материал. В общем-то, задачей производителей стекла всегда было максимально увеличить его прочность. Чтобы найти новый способ решения этой задачи, нужно было идти от обратного, то есть рассмотреть процесс разрушения стекла, чтобы потом выйти на его упрочнение. И я стал заниматься технологией производства пулестойкого стекла. Пуленепробиваемое, бронированное стекло на самом деле неправильное название, правильное – пулестойкое», – отмечает Иван Алексеевич.
Учёный математически описал механизм пробития стекла твёрдым телом, в частности пулей – в сопромате пришлось подтянуться, – и уже после этого вышел на технологию производства.
К поступлению в аспирантуру на счету Ивана Новикова было уже 10 публикаций в журналах SCOPUS. Это авторитетная иностранная база цитирования. В конце 90-х – начале 2000-х, когда интернет ещё не был широко распространён, информацию о новых разработках получали из подобных журналов.
В аспирантуре Иван Алексеевич взялся за создание оборудования для производства пулестойкого стекла. Чтобы сделать прочное стекло, нужно было разработать определённые конструктивные параметры закалочных решёток.
«Цель была такая: сначала создать оборудование, на нём – пулестойкое, но тонкое стекло. Я создал стекло, которое было тоньше и легче, а главное, его можно было обрабатывать. Обычное закаленное стекло обрабатывать нельзя: нельзя сверлить, снимать кромку – оно взрывается. В итоге я получил пулестойкие конструкции с новыми потребительскими качествами», – рассказывает Иван Новиков.
Наука для производства
Прочитав в научном журнале одну из публикаций учёного, его разработками заинтересовались два бизнесмена из Екатеринбурга, которые как раз выпускали автомобильные стёкла. Уральская стекольная компания – именно так называлось предприятие – взяла на вооружение и оборудование, и технологию производства пулестойкого стекла. Тогда, в лихих 90-х, такие прочные стёкла были очень востребованы… Опытные образцы Иван Новиков привёз в Белгородскую область.
«Разновидностей пулестойкого стекла много. У меня тогда хватило только на самую первую – пистолет Макарова, остальные стёкла тоже производились, технология та же, но отстрелять их не получилось. Это и АКМ, но самое крутое пулестойкое стекло – это то, которое противостоит СВД. Технология испытаний такая же точно, как и с ПМ. После того как я получил эти стёкла, я стал кандидатом наук», – говорит Иван Новиков.
Разработка белгородского учёного пригодилась для производства лобовых стёкол для иномарок: в начале 2000-х они стоили очень дорого, а собственной технологии создания тонких многослойных стёкол в стране не было. Используя подход Ивана Новикова, в Екатеринбурге наладили производство тонких стёкол для автомобилей.
От инженера до директора института
Перед защитой диссертации Иван Новиков уже точно знал, что будет работать по новому направлению: в Технологе тогда как раз открылась автомобильная специальность, и Иван Алексеевич сам туда попросился.
«Переходить от стекла на транспорт было несложно. Стекло – это же элемент пассивной безопасности автомобиля. То есть постепенно через элемент пассивной безопасности я перешёл на активную безопасность. Я считаю, что автомобиль должен дарить только радость», – подчёркивает Иван Новиков.
Сначала Иван Новиков работал инженером на кафедре, после защиты кандидатской диссертации стал старшим преподавателем, однако вскоре покинул университет – нужно было содержать семью, а зарплата старшего преподавателя была очень низкой. Вернулся в университет Иван Алексеевич уже в должности доцента, спустя некоторое время возглавил кафедру «Организация безопасности движения».
После защиты докторской диссертации по приглашению ректора Сергея Глаголева Иван Новиков принял участие в конкурсе на должность директора Транспортно-технологического института (ТТИ). План развития института, который предложил Иван Алексеевич, признали лучшим. С 1 августа 2020 года Иван Новиков возглавляет ТТИ.
Научный подход к безопасности на дорогах
Сейчас сфера интересов доктора технических наук лежит в плоскости методологии прогнозирования и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Цель его научной деятельности – снижение аварийности на автомобильных дорогах. Для этого учёный пытается максимально формализовать процесс дорожно-транспортного происшествия – разложить его на формулы и модели. Это позволяет обрабатывать большие объёмы данных и строить прогнозы.
Согласно одному из майских указов президента РФ Владимира Путина, необходимо, чтобы к 2024 году смертность на российских дорогах в результате ДТП не превышала 4 человека на 100 тыс. населения. К 2030 году этот показатель и вовсе должен устремиться к нулевой отметке. Однако планы и задачи могут требовать корректировки.
«Когда я начинал заниматься деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, на территории РФ гибло порядка 30-35 тысяч, на территории Белгородской области в 2010 году гибло чуть больше 280 человек в год в результате ДТП. Сейчас цифры по России за 2021 год в районе 16 тысяч погибших, в Белгородской области погибли 128 человек. Моя деятельность связана с тем, что я эти цифры прогнозирую и на основе прогноза предлагаю практические мероприятия и технологические решения по уменьшению аварийности на дорогах», – рассказывает Иван Новиков.
Прогноз для президента
В 2018 году Иван Новиков представил свой подход к прогнозированию аварийности дорогах начальнику Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, генералу-лейтенанту полиции Михаилу Черникову. И, когда два года спустя, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, нужно было скорректировать цифру по аварийности, главный госавтоинспектор страны обратился к белгородскому учёному, направив запрос на имя ректора.
Иван Новиков составил прогноз, позже данные представили министру внутренних дел РФ, генералу полиции Владимиру Колокольцеву. Используя эти данные президент РФ поручил правительству к 2030 году добиться снижения показателя смертности в ДТП до 4 человек на 100 тыс. населения, а к 2024 году этот показатель не должен превысить 8,4 человека.
«Эта цифра пока спрогнозирована по моей методике до 2024 года. К сожалению, к 2030 году нуля не будет, но я работаю над тем, чтобы эта цифра максимально снижалась. Мы говорим о прогнозировании, говорим о причинах ДТП. Когда мы эти причины изучаем, досконально раскладываем, мы можем сказать, что же нужно сделать для того, чтобы ДТП не происходили», – говорит Иван Новиков.