Виктория Нелюбова: в науке возможно всё

Тернистый путь в мировой истории прошло принятие роли женщины в науке. Это сейчас они возглавляют лаборатории, совершают открытия, преподают и меняют наше представление о жизни. А в средние века женщин только за лечебные практики объявляли ведьмами и сжигали на кострах. Как хорошо, что наша героиня живёт в 21 веке и работает в БГТУ им. В.Г. Шухова, где женщины в науке в большом почёте. Знакомьтесь: кандидат технических наук, доцент кафедры материаловедения и технологии материалов Виктория Нелюбова.

- Виктория, как случилось, что вы выбрали путь в науку? О таком же не мечтают с детства?

- Вообще это очень интересная история, которую я достаточно часто рассказываю. В какой-то степени я в науке – случайный человек. Но на моё становление как учёного большое влияние оказала доктор наук, профессор РАН, наша заведующая кафедрой Виктория Валерьевна Строкова. В 2005 году в нашем университете открылась единственная на тот момент в России специализация – «Наносистемы в строительном материаловедении». Валерия Валерьевна возглавила эту секцию и начала набирать туда студентов. Я хорошо помню свой тогдашний скепсис по отношению к новой специальности, однако я оказалась в числе той десятки, которая была отобрана для обучения именно в этой секции. И «попала» я в автоклавную тематику. С этого момента вся моя научная деятельность оказалась связанной с разработкой, модернизацией, усовершенствованием, улучшением материалов в автоклавном твердении.

Потом я закончила 5 курс, защитила диплом, встал вопрос – пойти куда-то работать или остаться в аспирантуре. Именно тогда мой папа, который не имеет отношения ни к науке, ни к университетам, вдруг сказал: «Дочь, суди сама: врач у нас дома есть, инженер тоже есть, даже есть машинист крана. А вот учёного в доме нашем пока нет. Может попробуешь?». Так, с лёгкой папиной руки я попала в науку, осталась в ней и уже около 15 лет не изменяю своему выбору, который мне помогли сделать близкие, ну и … Вселенная, если хотите.

- Удивительно ещё и то, что вы очень гармонично совмещаете и науку, и материнство – у вас же четверо детей! Как вы умудряетесь вести активную научную деятельность – более 300 публикаций, постоянные разъезды, участие в конференциях и быть мамой в такой большой семье?

- Что бы со мной ни происходило, семья – это самое важное, самое главное в моей жизни. Я всегда помню, что у меня есть дом, есть мои самые близкие люди, к которым я могу обратиться за любой помощью и знаю, что всегда получу и её, и любую поддержку. У меня трое родных детей и четвёртый ребёнок – моя племянница, над которой я взяла опеку. А по возрасту так – 16 лет, 10 лет, 6 и 2 года. Это непросто – воспитывать такое разновозрастное племя, но у меня замечательный муж, которому я бесконечно благодарна за поддержку и понимание. Он знает, насколько для меня важно состояться не только как матери, но и как учёному. И он понимает, что мои аспиранты, мои студенты, с которыми я работаю, это тоже в какой-то степени мои дети, и я не могу их бросить на произвол судьбы. Поэтому то, что я успешна на работе, что я работоспособна – это, безусловно, его заслуга. И то, что мои дети понимают и спокойно относятся к тому, что мама может уехать на семинар или симпозиум, это тоже привито стараниями моего мужа.

- А дети не хотят пойти по вашим стопам? И используете ли вы научный подход в их воспитании?

- Так получилось, что я была самодостаточной всегда, ещё со времени учёбы в школе. У меня мама – практикующий врач. В своё время она была эндокринологом, последние 15 лет она психиатр высшей категории. Не могу сказать, что я мало видела маму или недополучала её любви, но мне очень рано пришлось стать самостоятельной, и сейчас мы к этому стараемся приучить своих детей. А что касается профессии – сын в мою сторону смотрит не так активно. Папа у нас механик по образованию, поэтому не удивительно, что сыну нравится возиться с железками и электрикой. Дочь в силу своего юного возраста не совсем понимает, что значит «учёный», но лет с 4-х она упорно говорит, что хочет стать «профессоркой», как мама. Пока мы конечно все над этим посмеиваемся, но кто знает? И всё же я не хочу ставить своих детей перед каким-то выбором. Как моя мама, которая никогда мне не навязывала свою профессию, не склоняла быть врачом. За что я ей бесконечно благодарна. Считаю, что очень важно, чтобы детям нравилось то, что они делают. Не суть – парикмахер, физрук или врач выйдет из кого-то. Если мой ребёнок будет получать от выбранной профессии удовольствие, я буду счастлива.

- Вы достаточно быстро прошли путь от студента до кандидата технических наук, а в прошлом году уже защитили докторскую диссертацию. Как этого удалось достичь молодой учёной?

- На нашей кафедре самый большой пласт разнообразных исследований. Мы занимаемся и красками, и фотокаталитическими материалами, стеновыми, и дорожными – спектр исследований очень широк. Свой диплом я писала по материалам автоклавного отвердения, кстати, часть исследований я делала на нашем заводе «Стройматериалы». Это стало логичным продолжением в моей кандидатской диссертации. Далее у меня защитилось несколько аспирантов по смежной тематике, что потом вылилось в докторскую диссертацию. Её я защитила 8 октября 2021 года, причём это случилось за 2 дня до моего дня рождения. Я ещё подумала тогда: это, наверное, самый необычный подарок, который можно сделать самой себе на именины.

Не могу сказать, что было очень легко. Вы правильно подметили – несмотря на то, что на дворе 21-й век, к женщинам в науке по-прежнему относятся несколько скептически. Особенно если дело касается технических специальностей. Я с этим не согласна. Если женщиной движет верная мотивация, она может делать всё, что угодно. Для меня мотиватором, двигателем, если хотите, стала Валерия Валерьевна. Она мой наставник, мой научный консультант по докторской диссертации. Мы её по-доброму на кафедре называем «научная мама». Все главные, ключевые идеи и направления, наставления ребят на ту или иную тематику происходят при её непосредственном участии. Её невероятная, кипучая энергия не даёт «скиснуть» нам. Ещё раз подчеркну: непоколебимая вера в меня Валерии Валерьевны, её упорство, с каким она программировала мой мозг – «вы на это способны, вы это можете, вам не нужно ждать, когда вам исполнится 50 или 60 лет, вы можете это сейчас, в ваши 35», –всё это привело к тому, что я стала доктором наук именно сейчас, а не спустя 20 лет.   

- Вы свои личные труды подкрепляете лабораторными исследованиями. Какие лаборатории в вашем ведении и что там происходит за закрытыми дверями, если это конечно не секретная информация?

- Нет, конечно, не секретная (улыбается). Сейчас наука вообще ушла от состояния закрытости. Для того, чтобы ты как учёный был успешен, чтобы тебя признали как специалиста, ты должен публиковать свои труды. Можно сколько угодно ходить и рассказывать, что ты в лаборатории, условно говоря, занимался алхимией и получил кусочек золота. Никто тебе на слово не поверит – ты покажи, докажи. Поэтому учёные сейчас должны публиковаться. К тому же, чем выше уровень твоей публикационной активности, тем выше ты как учёный.

У нас сейчас в университете на вооружении отличная тактика: нет чьих-то отдельных лабораторий. Например, в нашу лабораторию может прийти кто угодно и делать то, что ему хочется. Если это студент с другой кафедры, он приходит со своим научным руководителем, либо он работает с кем-то из наших инженеров. То же самое происходит во всех остальных лабораториях. «Технолог» за последние 10 лет вложил колоссальные финансы в обновление приборной базы. Что это дало? Приведу пример на своём опыте: в рамках моей кандидатской диссертации съёмку микроструктуры пришлось делать в Московском госуниверситете им. М.В. Ломоносова. Сейчас в этом нет необходимости, поскольку вся лабораторная база есть в нашем университете, как в Центре высоких технологий, так и на всех кафедрах. Это и кафедра строительного материаловедения, изделий и конструкций В.С. Лесовика, и кафедра технологии цемента и композиционных материалов под руководством И.Н. Борисова, кафедра стекла и керамики Е.И. Евтушенко и кафедра строительства и городского хозяйства Л.А. Сулеймановой. То есть мы работаем со всеми кафедрами. И очень часто у нас рождаются исследования на стыке наук. Предположим, мы разработали какой-то материал. Мы знаем его прочность, знаем, как он будет вести себя под ультрафиолетом, но мы не понимаем, какие у него деформационные характеристики. Тогда мы обращаемся на кафедру сопромата и говорим: у нас есть готовый материал, давайте проведём испытания вместе. И нам интересно, и им интересно. Из таких проектов возникают хорошие коллаборации. Сейчас вообще междисциплинарность – главный фактор всех исследований. Невозможно разработать материал, будучи просто специалистом строительных композитов. Нужно быть где-то немного биологом, где-то даже социологом, и отрадно, что в нашем университете для этого созданы все условия.

- Нынешние студенты, какие они?

- Студенты сейчас другие. Мы были в какой-то степени более зашорены. А современные студенты невероятно открыты! У нас не было профессиональной техники, а сейчас есть всё, и это для нынешних ребят плюс. У них нет вообще никаких преград. То есть можно перед ними ставить любую задачу, и они даже не усомнятся в том, что смогут решить её! Да и время сейчас другое. Мы все сильно интенсифицировались – мы быстрее и больше работаем, движемся, перемещаемся во времени и поэтому логично, что на поиск той или иной информации нынешнему поколению нужно меньше времени по определению, чтобы быть более успешными. И сами ребята тоже разные: есть такие, которые уже на 1-м курсе чётко ставят себе цель – заниматься наукой. Хотя есть и те, которые также, как и я, в науку попадают случайно. На нашей кафедре В.В. Строкова давно завела такой принцип: не важно, нравится тебе это или нет, но все в обязательном порядке вовлечены в науку. Естественно, степень вовлечённости разная – кто-то более охотно работает, кто-то меньше проявляет интереса, но для нас это очень хороший способ отобрать тех ребят, которые смогут полноценно отдать себя научной деятельности. Дальше мы таких целеустремлённых привлекаем к участию в конкурсах, к написанию статей, к работе в рамках финансируемых проектов. Тогда уже к ним приходит понимание, что заниматься наукой – это, как в их среде сейчас принято говорить, круто! Это не просто интересно, но ещё и деньги может приносить – а с ними – финансовую независимость от родителей, например.

- То есть наступили времена, когда наука – это не просто серьёзное, важное занятие, а ещё и способ хорошо заработать?

- Сейчас государство создаёт колоссальные меры поддержки для тех, кто движет науку. Это масса программ и грантов для молодых учёных в возрасте до 35 лет. Да, сегодня, занимаясь наукой, можно хорошо зарабатывать. Ушли те времена, когда учёный сидел и корпел в своём НИИ за какие-то копейки. Но ничего не даётся просто так: если ты много работаешь, тебя не пугают какие-то сложные задачи, у тебя есть работоспособный коллектив, есть выстроенная траектория работы, то абсолютно точно ты будешь зарабатывать на науке. Может это произойдёт не сразу, даже может быть не в первый год. Наш коллектив уже много лет в науке и достаточно успешен в различных финансируемых проектах. Так вот, мы всегда подаём на соискание 10 заявок с тем расчётом, что 1-2 выиграют. Если не подать ни одной, то на результат вообще рассчитывать не приходится. Это мы объясняем и нашим студентам: вы способны на всё, вы можете выиграть, что угодно, надо только пробовать, не загонять себя в какие-то рамки. Если вы убедите в этом себя, вы сможете убедить в этом и остальных.

- Ещё одна сторона вашей деятельности – общественная. Вы буквально в позапрошлом году возглавили совет молодых учёных при губернаторе Белгородской области. Чем занимается этот совет?

- 12 августа 2020 года я возглавила Совет молодых учёных и специалистов. Ключевой задачей любого СМУСа в любом регионе является популяризация науки как таковой, тех достижений, которые есть в нашем регионе и максимальное вовлечение молодёжи в это.

В 2019 году Белгородская область вошла в число 5 регионов, на территории которых были впервые реализованы научно-образовательные центры мирового уровня. Наш НОЦ ориентирован на агропромышленный комплекс, но сейчас там развиваются самые разнообразные направления исследований – есть и рациональное природопользование, и биотехнологии. Одной из ключевых задач обновлённого совета учёных стала популяризация в том числе и деятельности нашего НОЦ. Нам нужно было дойти до каждого жителя Белгородской области, каждому объяснить, зачем создан НОЦ и как реализация всех проектов, которыми занимается научно-образовательный центр, позволит улучшить нашу с вами жизнь.

За 3 года участниками СМУС была проведена колоссальная работа. Например, весь 2020-й и половину прошлого года мы практически чуть ли не каждый день читали лекции в самых разных аудиториях в научно-популярном формате. Это была сложная работа, потому что приходилось разговаривать с людьми, далёкими от науки. Одно дело, когда ты что-то объясняешь учёным, и совсем другое, когда ты рассказываешь это, например, школьнику, или студенту, или домохозяйке. И нам приходилось объяснять и разъяснять на простом и понятном языке, далёком от научной терминологии. Чем был полезен этот опыт нам? Мы действительно научились говорить просто о каких-то очень сложных вещах.

Кроме того СМУС проводит массу мероприятий регионального уровня. Одно из самых знаковых – региональная конференция школьников «Наука для жизни», ключевым организатором которой являлось Управление науки региона. Данный проект объединил все школы региона. Школьники подали огромное количество заявок на предложенные нами профили – социально-гуманитарный, естественно-научный и технический. Далее в сжатые сроки мы очно отслушали каждую из представленных работ, и в итоге 10 лучших работ из всего региона мы отобрали для участия в федеральной конференции. Кроме этого, с нашим управлением науки мы провели пилотный проект «Академический класс». Туда вошли 6 пилотных школ – 3 из Белгорода, 1 школа из Старого Оскола и ещё 1 – из Строителя. Наставники из нашего вуза и БелГУ целенаправленно работали с ребятами над их проектами. Часть из этих проектов затем влилась в проекты НОЦа. И это тоже знаковое достижение.

- У вас лично много проектов. Каким из них вы особенно гордитесь?

- Сложно выделить один, я всеми горжусь. Мне нравится всё, что я делаю. Но один, пожалуй, действительно стоит особняком – тот, что положен в основу моей докторской диссертации, потому что эту работу я делала на 99% своими собственными руками, и самое главное – работала над ней не только в лаборатории, но и на наших заводах. Когда ты делаешь какую-то фундаментальную научную работу, очень важно знать, что она будет иметь конкретное, реальное, практическое применение. Кроме того, у нас есть очень хорошая практика: ни один проект не реализуется самостоятельно – это всегда заслуга целого коллектива. При этом надо понимать, что у нас в коллективе собраны самые разные люди. Валерия Валерьевна – по образованию геолог-минеролог, я – классический технолог строительных материалов, есть у нас несколько ребят химиков-коллоидников. И вот когда мы собираемся таким коллективом, у нас рождаются невероятные идеи. И самое главное – мы никогда не ставим себе какие-то блоки. Нам кажется, что всё, что мы придумали, это абсолютно точно реализуемо. Да, что-то сложнее, что-то проще, но всё, что мы придумали, можно сделать, по крайней мере – попробовать. Даже если не получится, для науки это тоже результат! У нас очень живые мозговые штурмы, на которых мы обсуждаем способы – можно так, а можно так, а давайте вот так попробуем… Валерия Валерьевна всегда подшучивает, говоря про меня: «Вот, пришёл мой чёрный оппонент!». Это она по-доброму подтрунивает, потому что я тот самый человек в коллективе, который говорит: «А вдруг не получится?». И это тоже работает: коллектив начинает думать, начинает аргументировать свои возражения. У нас вообще очень хорошая атмосфера на кафедре, возможно, это связано с тем, что мы все там достаточно молодые, живые, активные, и так уж вышло, что у нас мужчины в меньшинстве – получился некий матриархат. Но через нас проходит невероятное количество очень умных мальчишек. И даже когда они уходят из университета – заводят семьи, на них ложится роль кормильца, а потому идут они в разныее бизнес-проекты, мы ими гордимся. С ребятами, которые работали на нашей кафедре, защищались в нашем университете, мы до сих пор поддерживаем связь, и даже можем обратиться за любой помощью, несмотря на то, что один сейчас работает в Австралии, другой – во Франции, а двое ребят работают в Москве в очень крупных производственных холдингах.

- Виктория, что бы вы пожелали начинающим молодым учёным?

- Самое главное: не возводите перед собой какие-то стены. Не надо думать, что что-то не получится. Всё получится, просто что-то может получиться не сразу, что-то потребует решения других, сопутствующих задач, а где-то придётся признаться, что вы чего-то не понимаете и вам нужная чья-то помощь. Если вы убедите себя, что всё возможно, эту уверенность вы и будете излучать. Поэтому: не ставьте себе преград, тогда действительно пределов для полёта вашей мысли и решительности действий не будет.

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки