Мы ответственны за профессиональный успех своих выпускников
Одним из ключевых приоритетов высшего образования в России, обозначенных Минобрнауки, является содействие трудоустройству выпускников. В связи с этим намечены к реализации три инициативы: содействие занятости выпускников на научно-исследовательских позициях, вовлечение студентов в наставничество для одаренных школьников и развитие студенческого предпринимательства. В настоящее время в министерстве анализируют лучшие практики вузов, одна из которых – программа непрерывного образования Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) имени В.Г. Шухова. Сегодня в университете готовятся к внедрению новой концепции профориентации и профессионального продвижения молодежи от школы до производства. Об этом корреспонденту "Интерфакса" рассказал проректор по непрерывному образованию БГТУ имени В.Г. Шухова Сергей Михайличенко.
- Сергей Анатольевич, стремительно меняющиеся реалии диктуют вузам новые правила игры. Сегодня уже абсолютно ясно, что полученного в стенах школы образования недостаточно для того, чтобы успешно учиться в вузе, – равно как и вузовского образования, полученного однажды, не хватает в дальнейшем для успешной работы…
- Вы правы. Смена технологических укладов, ритм современной цивилизации, трансформация образа жизни и экономические процессы уходящего года сформировали необходимость изменений образовательных траекторий. Меняются не только технологии передачи знаний и образовательного контента, но и запросы потребителей образовательных услуг, диктуемые рынком труда. Все более актуальной становится необходимость постоянного обучения, переобучения и повышения квалификации. Происходящая сегодня трансформация экономических кластеров страны и глобальная цифровизация формируют новую стадию генезиса образовательного процесса — непрерывное образование 2.0.
Целью БГТУ им. В.Г. Шухова является создание концептуально новой платформы непрерывного образования, профориентации и профессионального продвижения участников образовательного процесса в зависимости от их карьерных целей.
- Насколько мне известно, это многоуровневая система.
- Всего уровней пять. Первый уровень платформы включает в себя мероприятия проекта "Малого технологического университета". Данное подразделение опорного вуза занимается профориентационной работой среди будущих абитуриентов — школьников. Проводятся конкурсы, олимпиады, каникулярные школы, тематические мастер-классы и многое другое. Опорный вуз региона реализует совместные проектные смены, работая на федеральных площадках, в частности, в образовательном центре "Сириус", ВДЦ "Орленок" и других.
На следующем уровне находится колледж высоких технологий. Образовательные программы колледжа направлены на профессиональные стандарты, предполагающие особые требования к осваиваемым компетенциям, внедрение практико-ориентированного образования. В рамках колледжа планируется подготовка кадров в области ТОП-50 профессий будущего, цифровых технологий, роботизации, аддитивных технологий, смарт- и нейротехнологий, беспилотных транспортных систем и инновационной логистики, телекоммуникаций и др.
Третий уровень платформы представляет работу БГТУ им В.Г. Шухова как опорного университета по основным образовательным программам высшего образования и подготовку бакалавров, специалистов и магистров. Данное обучение ведется дифференцированно. Каждому студенту на основании результатов работы профориентационного комплекса предлагается выбор индивидуализированной образовательной траектории, учитывающей его личные приоритеты и способности (ориентация на производство, бизнес, научные исследования и др.).
Четвертый уровень концептуальной платформы непрерывного образования представляет собой систему дополнительного профессионального образования. На данном уровне возможно получение студентами и выпускниками программ ВО и СПО дополнительного профессионального образования. Это может быть получение рабочих специальностей, прохождение курсов профессиональной переподготовки либо повышения квалификации, временная занятость и стажировка в студенческих трудовых отрядах. Отдельно уделяется внимание принципам андрогогики и программам обучения и переподготовки взрослого работающего населения, а также возрастной категории "60 плюс".
Пятым уровнем является система открытого образования, позволяющая реализовывать ряд образовательных траекторий параллельно, в том числе через сетевые программы и массовые открытые онлайн-курсы (МООК); получение второго высшего образования; дополнительной квалификации и др. В 2020 году в условиях мировой пандемии данная система позволила университету без потери качества сохранить установленный расписанием ритм учебного процесса и привнести ряд современных новаций в образовательные траектории студентов.
- Кто в обновленной системе непрерывного образования займется профессиональной адаптацией и трудоустройством ваших студентов?
- Комплексная система профадаптации и трудоустройства выпускников, а также карьерное сопровождение молодых специалистов - важнейшее выходное звено нашей обновленной платформы непрерывного образования. Этот блок работ выполняет вузовский региональный научно-методический центр профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов. Реализуется взаимодействие с предприятиями-работодателями, органами государственной власти, управлением по труду и занятости населения с целью удовлетворения кадровых потребностей нашего региона необходимыми инженерно-техническими специалистами. Специалисты центра ведут банк вакансий, который доступен в онлайн-системе трудоустройства нашего вуза, обеспечивают содействие в трудоустройстве выпускников, карьерное продвижение и сопровождение студентов и выпускников, поддерживают обратную связь с предприятиями партнерами.
Таким образом, в БГТУ им. В.Г. Шухова реализуется единый последовательный цикл системы непрерывного образования: отбор и профориентация абитуриентов, популяризация инженерного образования среди школьников, обучение студентов по различным образовательным траекториям, трудоустройство выпускников, а также их дальнейший мониторинг, карьерное сопровождение, переобучение и повышение квалификации. При этом мы налаживаем двустороннюю взаимосвязь с работодателями и профориентацию школьников, студентов и выпускников на всех этапах классической линейной цепочки "школа - вуз - работодатель".
- Какие подразделения БГТУ занимаются профориентационной работой?
- Блок профориентационных мероприятий формируют свыше 35 выпускающих кафедр. В Белгороде были созданы IT-классы в пяти крупнейших школах, в которых имеется необходимое техническое оснащение (в том числе подведомственный опорному вузу "Шуховский лицей"). В школах области созданы машиностроительные классы.
Помимо набора абитуриентов в регионе, университет позиционирует себя как опорный вуз для отраслей промышленности России. Выпускающие кафедры университета имеют тесные связи с якорными промышленными партнерами на территории РФ, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, цементные заводы в Приморском крае (г.Спасск-Дальний), Новосибирской области (г.Искитим), Ленинградской области (г.Сланцы), северное машиностроительное предприятие ОАО ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) и т.д. Несмотря на определенную географическую специфику Белгородской области, в нашем вузе обучаются студенты более чем из 50 регионов России.
Помимо проведения мероприятий по трудоустройству выпускников (свыше 150 карьерных событий в год), сотрудники вуза принимают участие в районных ярмарках ученических мест, днях открытых дверей (проводятся профориентационные тестирования на местах и в университете). Центр трудоустройства вуза обеспечивает обратную связь вуза с работодателями-партнерами университета, их в базе свыше 560.
Действует координационный совет работодателей БГТУ имени В.Г.Шухова, который принимает активное участие в профориентационной работе вуза среди молодежи, оперируя данными о потребности в тех или иных специалистах для отраслей экономики региона.
- Одна из проблем, на которую молодому специалисту и работодателю приходится тратить время, - это профессиональная адаптация молодежи на производстве. Как планируете ее решать?
- Решением, на наш взгляд, является устранение определенного разрыва связей между предприятиями и учебными заведениями, внедрение института наставничества, что также на уровне проектного управления внедрено в БГТУ имени В.Г.Шухова.
В университете намечена реализация проекта по созданию открытой онлайн-платформы. Она будет содержать информацию о ведущих наставниках в сфере производства Белгородской области и наличии возможности сетевого обучения студентов и выпускников. Кроме этого, предусмотрено формирование дуальных групп "менторов и менти" на конкурсной основе и соответствующих рейтинговых показателей с целью развития мотивации молодежи региона к профессиональному и карьерному успеху под руководством опытных наставников и минимизации рисков в процессе профессиональной адаптации обучающихся. Одними из первых партнеров в реализации проекта стали ООО "Белэнергомаш-БЗЭМ" (свыше 500 человек прошло по системе наставничества за 10 лет, наставниками выступали выпускники БГТУ имени В.Г.Шухова) и УК "ЖБК-1" (г.Белгород).
Многоуровневая система непрерывного образования 2.0. БГТУ имени В.Г.Шухова представляет, в конечном итоге, реализуемую на практике обновленную систему подготовки кадров "школа - (колледж) - вуз - предприятие" с акцентом на особенности меняющейся экономики 2020-2021 гг.
- По большому счету, система непрерывного образования в БГТУ уже работает. Каковы ее результаты?
- Доля успешного трудоустройства выпускников университета в течение трех последних лет превышает 75 процентов. Оставшиеся 25 - это те, кто продолжает обучение либо принят по призыву в Вооруженные силы России, а также девушки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Этот показатель - один из наивысших в Центральном федеральном округе, что является индикатором качественной подготовки студентов БГТУ имени В.Г.Шухова.
По материалам Интерфакс-Цент Белгород