Укрепить интеллектуальный потенциал региона
На исходе марта председателям жюри региональных этапов всероссийских олимпиад школьников были вручены благодарственные письма департамента образования Белгородской области. В число отмеченных вошли и преподаватели технологического университета. О полученных регалиях, а также участии БГТУ им. В.Г. Шухова в развитии олимпиадного движения мы попросили рассказать директора Центра довузовской подготовки В.Т. Корнеева.
— Валерий Трофимович, кто из представителей технологического университета был удостоен этих благодарностей департамента?
— На состоявшейся 28 марта церемонии награждения победителей и призеров региональных этапов всероссийских олимпиад школьников по общеобразовательным предметам четверо шуховцев получили благодарственные письма. Это Александр Владимирович Сабылинский, председатель жюри по физике, профессор кафедры физики, кандидат физико-математических наук; Александр Николаевич Лопанов, председатель жюри по основам жизнедеятельности, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, профессор, доктор технических наук; Вячеслав Иванович Павленко, председатель жюри по химии, заведующий кафедрой неорганической химии, доктор технических наук, профессор; Андрей Александрович Стативко, председатель жюри по технологии, заведующий секцией материаловедения и конструкционных материалов, кандидат технических наук, доцент. Они были отмечены за высокий уровень профессионализма при организации работы по оцениванию и анализу знаний школьников.
— Организатором региональных этапов всероссийских олимпиад является департамент образования области. Но технологический университет под эгидой Союза ректоров и сам проводит целый ряд олимпиад по довольно широкому спектру дисциплин.
— Да, и год от года их перечень только расширяется. Так, в нынешнем учебном году впервые были проведены олимпиады по композиции (рисунку) и черчению «Учись строить будущее» для учащихся 9–11 классов. Кроме того, мы проводим олимпиады: «САММАТ» по математике; «Будущие исследователи — будущее науки» по математике, физике и химии; Инженерную олимпиаду по физике; Открытую олимпиаду школьников «Информационные технологии» по информатике и математике.
— А для чего нам столько олимпиад по одному и тому же предмету — математике?
— Чтобы как можно больше одаренных детей привлечь к активному изучению точных наук, помочь им в определении с будущей профессией. Кроме того, у каждой олимпиады свой «характер», своя специфика. Одни и те же школьники могут по-разному проявить себя в разных олимпиадах.
— Но ведь не секрет, что это вдохновение, которое им наш вуз позволяет обрести, зачастую завершается не в его пользу. Ребята уезжают покорять столичные вузы.
— Давайте вспомним недавно завершившуюся Олимпиаду в Сочи. Неужели победы наших спортсменов, той же школьницы Юлии Липницкой, не вселяли в вас уверенности в собственных силах, не заставляли с уверенностью браться за решение сложных проблем? По официальным данным в стране после этих игр поднялась производительность труда. Так же и здесь. Успехи ребят настраивают на активную учебу их однокашников. Учителям приходится волей-неволей более основательно подходить к организации занятий, придумывать нестандартные задания. Все это повышает уровень образования в целом.
Что же касается столичных вузов… Да, возможно, ребята предпочтут уехать в Москву. Но и в этом случае они состоятся как профессионалы, реализуют себя в науке. Результаты будут ощутимы не сразу, и все же они будут. И мы просто не имеем права не дать им реализоваться. Иначе у нас больше никогда не будет новых Ломоносовых, Менделеевых, Шуховых.
— Ну а почему для отбора талантливых, перспективных юношей и девушек нужно обязательно организовывать олимпиады. Экзаменов недостаточно?
— Вузу важно отобрать ребят, которые подходят именно ему. А для этого необходимы различные виды испытаний. И у олимпиад в данном случае огромное преимущество. Тесты, например, не дают представления о стиле мышления школьника, раскрывают лишь багаж его знаний. А в ходе олимпиад становится очевидным, где ребенок допустил ошибку, как ее исправил, понимаете? То есть мы получаем более объемные сведения о нем, определяющие.
Нелишним будет участие в олимпиаде и для самих школьников - победители и призеры получают определенные льготы при поступлении в вузы.
— Валерий Трофимович, Министерство образования, Союз ректоров проводят свои олимпиады на бесплатной основе. Но в последнее время от школьников и их родителей поступает все больше жалоб: пригласили на олимпиаду и при этом попросили заплатить деньги.
— Коммерческих олимпиад, действительно, становится все больше и больше. И они порой обретают поддержку со стороны учителей. Ведь за успехи своих подопечных наставники получают неплохие «дивиденды»: грамоты, повышение в балльно-рейтинговой системе. А дети жалуются: в предлагаемых им заданиях, как правило, сложно разобраться, в них не учитывается уровень подготовки школьников определенного возраста.
Поэтому если за участие в испытаниях необходимо будет заплатить, родители должны задуматься: а каков их статус? Проверить всю необходимую информацию на общероссийском сайте «Мир олимпиад». Помните, что олимпиады в БГТУ им. В.Г. Шухова проводятся бесплатно!!!
— Проводимым БГТУ им. В.Г. Шухова олимпиадам предшествует насыщенная подготовительная работа.
— Это действительно так. Практически четыре месяца в году наши сотрудники, участвующие в организации межтурнирной деятельности, работают без выходных. Домой уходят уже после семи вечера. Об обеде речь зачастую даже не заводится.
На базе вуза мы проводим в сентябре, октябре бесплатные занятия для школьников по математике, физике, химии, другим предметам. Организуем курсы, классы, специальные занятия по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Показываем наиболее сложные задания, объясняем способы их решения. Организуем выездные занятия в школах районных центров. По интернету проводим дистанционные уроки.
А в прошлом году мы решили внести в этот перечень форм работы некое разнообразие. И в рамках фестиваля науки провели для школьников День занимательных опытов по физике. Ребята, причем не только учащиеся старших классов, но и малыши, смогли заняться увлекательными экспериментами, попробовать себя в роли ученых.
В общем, это — непрерывная, кропотливая работа. Где-то нам удается хорошо возделать палисадник, дождаться всходов. Где-то мы успеваем лишь бросить в ухоженную землю семена — взойдут. Достаточно сказать, что в предварительном и заключительном этапах проведенных нами в минувшем учебном году было обработано 14 тысяч работ.
Кроме того, мы ведем банк интеллектуальных достижений. В него вносятся данные о наших призерах, ведь мы стараемся отслеживать их, не упускать из виду. Это — настоящее сокровище для американской разведки. Она бы такое не упустила!
— А для нашей?
— И для нашей тоже. Только жаль, что не все это осознают. А после того, как мы провели первый этап олимпиады по криптографии, призерами заинтересовались в столичном вузе, готовящем кадры для одной силовой структуры. Приехали представители этого учебного заведения, собрали ребят, объяснили, почему им надо поступать именно в этот вуз. И все, считайте мы этих юношей и девушек упустили.
Поэтому такая база данных очень нужна. За талантливыми абитуриентами необходимо побегать.
— Каков рейтинг наших олимпиад в Союзе ректоров?
— Ежегодно проводится исследование РСР. По их результатам мы попадали в пятерку
лучших по уровню успеваемости студентов, поступивших в вуз по результатам олимпиад.
— И каковы планы на перспективу?
— Создать систему работы с талантливыми детьми. Отследить их через олимпиады школьников. Отобрать для учебы в вузе. Помочь с обретением специальности. Сделать так, чтобы по окончании учебы их сразу же подхватили работодатели. Не потерять этих ребят, раскрыть интеллектуальный потенциал, сделать все возможное для его максимальной реализации.
— Что ж, успехов!
Подготовила Ирина Доронкина