Одаренная молодежь – надежда России

В конце января на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ одной из обсуждаемых тем стали вопросы реализации эффективных механизмов поддержки талантливой молодежи. В Белгородской области осуществляется скоординированная политика в этом направлении. Так, например, претворяется в жизнь областная целевая программа «Дети Белгородчины». В этой сфере деятельности в БГТУ им. В.Г. Шухова уже много лет ведется разноплановая и комплексная работа с одаренными детьми. Поделиться опытом создания целостной, эффективно работающей системы развития и воспитания, в которой синхронизированы усилия региональных властей, вуза, школы, семьи, мы попросили ректора университета, д.э.н., профессора С.Н.Глаголева.

- Сергей Николаевич, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова является одним из наиболее активно развивающихся высших учебных заведений России. Сегодня вуз – один из ведущих университетов подобного профиля не только в России, но и в Европе…

- Объективным подтверждением высокого уровня статуса университета в образовательном пространстве является внешняя оценка. В течение ряда лет БГТУ им. В.Г.Шухова занимает первое место в рейтинге Минобрнауки России среди архитектурно-строительных вузов. Согласно рейтингу работодателей, ВЦИОМ и «Деловой России» по критериям качества подготовки и востребованности выпускников университет входит в список 16 лучших вузов России. В 2012 году университет вошел в число 22 ведущих технических высших учебных заведений России победивших в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Технологический университет известен как один из крупнейших учебных, научных, воспитательных, производственных комплексов России, осуществляющих подготовку специалистов для строительства и строительной индустрии в целом. Сегодня обучение студентов проводится по 26 направлениям бакалавриата, восьми инженерным специальностям, более чем 20 направлениям магистратуры.

Белгородский государственный технологический университет имени Шухова — признанный ведущий научно-исследовательский центр с известными научными школами. Гордость университета – это, безусловно, его выпускники. Ведь не случайно более 60% руководителей предприятий строительной индустрии России в свое время успешно закончили именно «технолог». 

- БГТУ им. В.Г.Шухова имеет большой опыт работы с молодыми учеными и исследователями, одаренными детьми. Как осуществляется поиск и отбор творческих и талантливых детей?

- Хотелось бы отметить, что в нашем вузе созданы отличные условия для подготовки и воспитания грамотных, творчески мыслящих молодых людей, способных внести достойный вклад в развитие и процветание нашего края. В этом наш коллектив полностью присоединяется к мнению Губернатора Евгения Степановича Савченко, по инициативе которого в Белгородской области активно реализуется областная целевая программа «Дети Белгородчины».

В университете разработаны интереснейшие методы работы с одаренной молодежью. Еще 12 лет назад вуз стал родоначальником предметной Шуховской олимпиады, проводимой с целью выявления целенаправленно подготовленных абитуриентов, ориентированных на обучение техническим специальностям. Система поиска одаренных детей путем мониторинга результатов олимпиады приносит весомые результаты.

Уже более четырех лет университет совместно с рядом российских вузов проводит межрегиональную олимпиаду школьников «Будущие исследователи – будущее науки». При поступлении в вуз победители и призеры этой олимпиады имеют веское преимущество. В отборочном этапе предметных олимпиад приняли участие школьники 7-11 классов образовательных учреждений Российской Федерации. Выполняя задания олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» на региональной площадке решили проверить свои силы 4,5 тыс. человек.

Центр довузовской подготовки (ЦДП) нашего вуза осуществляет работу по нескольким направлениям – активно и целенаправленно работают центр развития одаренности, подготовительные курсы, школьный сектор (профильные классы и группы), пропедевтические курсы и курсы по подготовке к олимпиадам для студентов. В настоящее время ведется набор в воскресные школы по различным предметам. Организована работа в учебно-исследовательских обществах школьников.

В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» была разработана программа «Виртуальная школа» - система оперативного управления учебным процессом и документооборотом в школах. Программа призвана обеспечить комплексную автоматизацию решения задач управления образовательной системой на внутришкольном, муниципальном и региональном уровнях на основе ведения баз данных о состоянии, результатах и условиях осуществления учебного процесса. Ее целью является создание единого информационно-образовательного пространства города или региона. «Виртуальная школа» успешно функционирует во многих школах города Белгорода и Белгородской области, а также в нескольких регионах центрального федерального округа, охватывая свыше 70 тысяч учащихся.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о специальных структурах и инструментах образовательной деятельности, используемых для поиска и отбора одаренной молодежи.

На основании Федеральной целевой программы «Дети России», муниципальной программы «Одаренные дети» в вузе создан Центр развития одаренности, где организовано сетевое взаимодействие с профильными школами, лицеями, гимназиями Белгорода и Белгородской области. Директором центра одаренности является заслуженный учитель Российской Федерации, обладатель Президентского гранта в национальном проекте «Образование» Галина Дмитриевна Корнеева.

Деятельность центра охватывает свыше 1000 учеников школ Белгородской области. Примерами такого взаимодействия можно назвать школьное исследовательское общество «Градиент» в Лицее № 38, научно-экологическое общество «Сфера» в Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате, научное общество «Созвездие» в школе № 1 поселка Чернянка, спецкурсы по основам инженерного творчества и изобретательства в учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников» и другие объединения. По договору с университетом в лицеях № 10 и № 38, в школе № 47 организованы специализированные архитектурные классы. Нужно отметить, что работа Центра развития одаренности распространяется и на другие регионы. Уже вошло в традицию сотрудничество с физико-математическим журналом «Потенциал», преподавателями Московского физико-технического института и заочной физико-технической школой. Ведется активная работа с одаренными детьми в лицее №17 города Северодвинска. Тесное взаимодействие налажено с управлением образования Самарской области.

В вузе ведется работа с группой одаренных детей по актуальному сегодня направлению «Основы нанотехнологий». На базе технологического университета проводятся занятия по химии с талантливой молодежью. Около полутора лет в вузе работает кружок «Юный химик-эколог», которым руководит Почетный работник высшего профессионального образования, кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии Любовь Васильевна Денисова.

Есть еще целый ряд интересных наработок и примеров активного взаимодействия наших преподавателей и сотрудников с образовательными учреждениями различного уровня и, конкретно, с активными и заинтересованными молодыми людьми.

 - Каким образом систематизируются данные, полученные во время разноплановой работы со школьниками в довузовский период?

- Безусловно, без специального организованного учета результаты не были бы столь впечатляющими. Благодаря созданному на нашей базе виртуальному «Банку интеллектуальных достижений», осуществляется мониторинг развития и творческого роста школьников для их дальнейшего профессионального определения.

Работа службы социального маркетинга является важной составляющей образовательной деятельности вуза. Ведется постоянная и планомерная работа, которая начинается с довузовского периода через взаимодействие со средними учебными заведениями по профориентационой работе, проведение конкурсов и олимпиад, внедрение разработки «Виртуальная школа». Эта работа продолжается все годы обучения студента и не заканчивается с выпуском специалиста из университета, а продолжает реализовываться путем постоянного мониторинга трудоустройства выпускников в рамках деятельности Ассоциации выпускников, дополнительных программ образования и многое другое.

Служба проводит маркетинговые, социологические и психологические исследования по выявлению тенденций развития рынков образовательных услуг и труда. На основе этих данных разрабатываются конкретные предложения и организационно-управленческие технологии для реализации их в практической деятельности.

С целью активизации взаимодействия с работодателями и повышения уровня востребованности выпускников университета на предприятиях российской промышленности на базе университетского Интернет-портала создана система «Scillbook» – банк данных, где размещаются резюме и портфолио студентов и выпускников.

«Scillbook» – это новый информационный ресурс, позволяющий студентам нашего университета представить свои достижения, знания, навыки и профессиональный опыт. Студенческая база данных по старшекурсникам университета, собранная на «Scillbook», включает в себя не только традиционные разделы профессиональных резюме, размещаемых на поисковых сайтах, но и сведения о научном, творческом, адаптивном потенциале студентов.

Эта система дает возможность студентам создавать, развивать и совершенствовать свой индивидуальный образ в современном профессиональном информационном пространстве, периодически обновляя свое портфолио. Работа в «Scillbook» предполагает использование конструктора запросов в студенческую базу данных, позволяющего работодателю сформулировать требования не только к профессиональным знаниями и навыкам студентов, но и к их потенциально-познавательным способностям. В «Scillbook» внедрена система квалиметрии качественных показателей общекомпетентностного рейтинга студентов и выпускников, используя которую, работодатель оптимизирует список предоставляемых базой соискателей. Все это позволяет работодателям отобрать для прохождения практики или стажировки, а также принять на работу успешных студентов и молодых специалистов. Система «Scillbook» находится в стадии апробирования. После накопления достаточного объема положительных результатов наш вуз будет готов поделиться опытом со всеми заинтересованными партнерами.

- В средствах массовой информации много писали о том, что БГТУ им. Шухова активно участвует в областном конкурсе «Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй!». Каковы результаты этой акции, во время которой представители вуза побывали во всех районных центрах Белгородской области?

Конкурс проводился по инициативе и при поддержке Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко, Правительства Белгородской области, Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгородского регионального отделения партии «Единая Россия», департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и областного Дворца детского творчества.

Конкурс направлен на практическое применение своих исследований и создание общественно значимых проектов, реализуемых в течение  2011–2012 учебного года. Цель проведения этого мероприятия - не только решение нравственно-патриотических задач, но и содействие в подготовке школьников к самостоятельной деятельности, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Ребята готовили проекты по трем номинациям: «Наследие В.Г.Шухова», «Памятники архитектуры Белгородчины», «Фестиваль дизайна и искусств Леонардо да Винчи».

В течение учебного года  представительные делегации, в состав которых входили руководители, преподаватели, студенты нашего вуза, проводили встречи и рассказывали учащимся районных школ о достижениях нашего университета, перспективах трудоустройства после его окончания. Для общения шуховцев со школьниками были предоставлены залы дворцов культуры, где демонстрировался видеофильм о вузе, проходил концерт творческих коллективов. В ходе акции сложилась традиция, когда перед школьниками выступали главы районных администраций. Все они были единодушны во мнении - районам нужны высокообразованные специалисты, которые будут способствовать подъему экономики, уровню жизни людей. Окончив БГТУ им В.Г. Шухова, выпускники смогут вернуться в родной район и внести свой вклад в процветание Белгородчины. Во время встреч были заключены договоренности о целевом наборе одаренных детей в наш университет. Главы районов пообещали проработать механизмы направления выпускников школ, ставших призерами конкурса, для учебы в наш вуз, а мы, в свою очередь, постараемся обеспечить одаренным детям возможность обучаться на бюджетной форме возмещения затрат.

- Работа с одаренной молодежью не должна заканчиваться на этапе поступления в вуз. Как в Вашем университете построена работа, направленная на развитие талантов студентов в процессе обучения?

- В нашем университете будущим специалистам предоставляется возможность реализовывать различные траектории развития их талантов.

Те, кто интересуется наукой, имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой под руководством опытных наставников. К концу обучения эти студенты являются авторами ряда публикаций и патентов. В дальнейшем многие из них поступают в аспирантуру, защищают кандидатские диссертации и остаются работать в стенах аlma-mater. Так, ряд докторов наук, профессоров, заведующих кафедрами и директоров институтов – выпускники нашего вуза.

Студенты, имеющие организаторские способности, проходят хорошую школу подготовки будущих руководителей в Студенческих строительных отрядах, научно-практических группах, малых инновационных предприятиях. Сегодня только студенческие строительные отряды ежегодно объединяют более 1000 человек. Работой в научно-практических группах охвачено более 500 студентов и столько же вовлечено в работу более 60 малых инновационных предприятий, созданных на базе нашего вуза. Кроме того, в университете реализуется программа «Каждому выпускнику – рабочую профессию».

Талантливая молодежь, имеющая творческие способности, может реализовать себя в более чем 45 студиях и творческих объединениях учебно-культурного центра. Наши вокальные, танцевальные, инструментальные коллективы занимают призовые места в соревнованиях не только российского, но и международного уровня.

Спортсмены, получающие профессию в нашем вузе, совершенствуют свое спортивное мастерство. Базой для их развития являются многочисленные спортивные залы, стадион, тир, бассейн и другие спортивные сооружения.

- Сергей Николаевич, в конце нашей встречи хотелось бы спросить, верите ли Вы в то, что одаренность – это креативное богатство личности, которое способно раскрываться на разных этапах жизни.

- По моему мнению, корни одаренности заложены в каждом человеке. Главное, разглядеть их вовремя, определить способности и склонности конкретного человека, правильно обозначить вектор его развития. Напомню, что гениальный инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов, чье славное имя носит наш университет, совершенствовался всю свою жизнь, открывая новые грани своего таланта и, осваивая новые виды деятельности и в 10, и в 30, и в 70 лет.

- Большое спасибо за интересную беседу.

Записала Елена Ховхун, управление по связям с общественностью БГТУ им. В.Г.Шухова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки