Подробно о конкурсе «Мы - белгородцы! Думай, решай, действуй»

О прошлом, настоящем и будущем конкурса рассказывает заместитель директора ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» Надежда Дмитриевна Дергаусова.

- Надежда Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, поподробнее об истории этого конкурса. С чего всё начиналось?

- 14 декабря 2006 года в нашей области был дан старт конкурсу «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!». Его инициировал Губернатор области Е.С.Савченко для того, чтобы школьники образовательных  организаций реализовывали социальные проекты на благо нашего региона. И в самом начале этот конкурс позиционировался как областной конкурс школьных классов, где учащиеся в составе команды занимались проектами, направленными на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, детским домам. Были работы и по очистке родников, благоустройству берегов малых рек. Ребята занимались озеленением школьных территорий, фитодизайном интерьера школы, осуществляли сбор информации о народных традициях, промыслах и др. Из того времени запомнились  проекты МБОУ «Тростенецкая СОШ» Новооскольского района – «Организация питомника лесных скульптур», МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района – «Школьная газета».

В 2010-2011 учебном году конкурс был посвящён 50-летнему юбилею первого полёта в космос Ю. А. Гагарина. Учащиеся готовили на конкурс презентации об авиации, сочиняли задачи для номинации «Звездочёт» и выполняли проекты, посвящённые покорителям космоса, и тем людям, которые в свое время работали на Байконуре и других космодромах, а сейчас проживают в Белгороде.

С 2011 года организатором конкурса выступают департамент образования области, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгородский областной Дворец детского творчества. С этого времени большинство конкурсных работ ребят стали носить научно-исследовательский характер, приветствовалось создание общественно-значимых проектов, выполнение индивидуальных проектов, творческих работ, направленных  на социально-экономическое развитие муниципальных территорий Белгородской области.

Областной конкурс «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!» считается региональным этапом Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» и лучшие проекты победителей ежегодно направляются для участия во Всероссийском конкурсе.

- Расскажите подробнее  о номинациях конкурса.

- Названиями номинаций мы стараемся популяризировать институты, кафедры университета. Например, были такие номинации как «Фестиваль искусств Леонардо да Винчи», «Арт-дизайн», «Альтернативная энергия», «Пути сообщения и транспортные средства» и так далее.

С 2011 года у нас была введена номинация, которая уже стала традиционной – «Наследие В.Г. Шухова», она отражает лучшие традиции российской инженерной школы. Остальные номинации ежегодно мы заменяем. Например, 2017 год объявлен Президентом РФ Годом экологии, и мы включили в текущем учебном году номинацию «Промышленная экология». Второй год в конкурсе остаётся актуальной номинация «Молодёжный взгляд на развитие региона». 

 Номинация включает инновационные проекты, направленные на стратегическое социально-экономическое развитие региона в соответствии с Постановлением  Правительства Белгородской области  от 25 января 2010 г. № 27-пп «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года»: поддержку  товаров отечественного производителя, решение проблем импортозамещения; социальное развитие села, создание сельских социокультурных комплексов, - развитие индивидуального жилищного строительства; - брендинг территорий; развитие различных сфер туризма. Образовательная, жилищно-коммунальная сферы – всё это дети могут включать в разработку и предлагать свои  личные идеи и предложения.

- Какие новшества будут предложены в этом году?

- Возраст основных участников конкурса от 14 до 18 лет остался прежним, но мы впервые расширили возрастной ценз и включили категорию детей от 10 до 14 лет в две номинации «Наследие В.Г. Шухова» и «Промышленная экология». В этих номинациях примут участие школьники двух возрастных групп. В номинации «Молодёжный взгляд на развитие региона» будут участвовать ребята только от 14 до 18 лет.    

В номинации «Молодёжный взгляд на развитие региона» будет дополнительно оцениваться лучшая проектная идея, автору которой будет вручен поощрительный приз на реализацию проекта. В данной номинации автор может работать с командой проекта до десяти человек.

Автор проекта-победителя конкурса получит пять баллов из десяти возможных в копилку личных достижений при поступлении в БГТУ  им. В.Г. Шухова, а также каждый из членов его команды впервые с этого года сможет получить себе также по пять дополнительных баллов.

- Главным призом для победителя по-прежнему будет являться поступление в БГТУ имени В.Г. Шухова? Будут ли ещё какие-нибудь поощрительные призы?

- Победители и призёры награждаются дипломами департамента образования области, ценными призами от университета. Учащихся 10-11 классов ждёт сертификат для обучения в университете на местах с полным возмещением затрат. Хорошая учёба освобождает от оплаты за обучение за каждый курс и рассматривается в индивидуальном порядке ежегодно. Это служит для студента стимулом к обучению.

Обладателю Гран-при конкурса в 2016 году впервые вручался специальный приз Губернатора. Такая награда ждет победителя и в этом учебном году.

 Конкурс для школьников является развивающей средой. Ребята учатся проектным технологиям, работе в команде, умению и стремлению приносить пользу обществу, публичному выступлению и многому другому.

Этот неоценимый опыт позволит им в дальнейшем стать хорошими студентами, быть среди лидеров и зажигать остальных своими идеями.

- О чём, на ваш взгляд, прежде всего, свидетельствует  снижение возрастного ценза участников?

- Это говорит, прежде всего, о возросшем интересе к конкурсу, желанию подражать своим сёстрам и братьям, старшим школьникам, которые увлечены социальным проектированием.  

- Сколько планируется провести отборочных туров?

- Конкурс стартовал 14 сентября текущего года.  Первый этап, муниципальный, начинается в сентябре 2016 года, на нем рассматриваются проблемы местного сообщества, где участники разрабатывают свои этапы реализации проекта. Приём заявок на региональный этап осуществляется до 10 марта 2017 года. Второй этап – региональный (заочный) – где отбираются лучшие работы с переходом на третий этап определения финалистов конкурса – региональный (очный).

Четвёртый этап – очный финальный тур, который состоится 6 апреля 2017 года в Центре высоких технологий университета. И пятый, заключительный этап – торжественное награждение победителей и призёров конкурса состоится в мае 2017 года в Овальном зале Дома Правительства области.  

- Изменится ли количество номинаций по сравнению с прошлым годом?

- Нет, их, как и прежде останется три. Расширять спектр номинаций не имеет смысла в том плане, что наши номинации уже сами по себе несут разнообразное содержание.

- Планируется ли провести выставку работ победителей разных лет?

- Разных лет нет, не планируется. У нас вышел в свет сборник лучших работ победителей и призёров конкурса за период  с 2011 по 2014 годы. Готовимся к изданию сборника лучших работ за 2015-16 годы. Это и есть архив лучших работ с приложениями, который учит и направляет других участников. Но ежегодно на финале (публичной защите работ) организуется выставка макетов, чертежей, градостроительных планов и т.д.

В этом году, кстати, в номинацию «Наследие В.Г. Шухова» будут включены очень любопытные направления – «Фантазии скульптора на тему механики» (клин, рычаги, зубчатая передача и т.д.), «Архитектура-декорация фасада». Мы надеемся, наши участники порадуют нас арт-объектами, скульптурами и макетами декорации фасада здания.

- Расскажите, пожалуйста, кто войдёт в состав экспертной комиссии (жюри) конкурса?

- В состав членов жюри войдут: заведующий кафедрой «Стандартизация и управление качеством», доктор технических наук, профессор  А.А. Афанасьев, председатель жюри; заведующая кафедрой архитектуры, доктор архитектуры, профессор М.В. Перькова;  заведующий секцией «Материаловедения и конструкционных материалов», кандидат технических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования А.А. Стативко;  доцент кафедры промышленной экологии, кандидат технических наук И.В. Старостина; доцент  кафедры механического оборудования, кандидат технических наук, ответственный секретарь приёмной комиссии Булгаков С.Б.; доцент кафедры электроэнергетики и автоматики, заместитель директора по культурно-воспитательной работе энергетического института Д.А. Прасол;; начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области,  Почётный работник общего образования РФ                 И.Ю. Кирилова;  заместитель председателя Белгородской региональной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз молодежи», федеральный тренер Ассоциации тренеров студенческой молодежи РСМ В.А. Миюсов, заместитель директора ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», Почётный работник общего образования РФ  Н.Д. Дергаусова.

- Какими будут оценочные критерии?  

- Они следующие. Для номинаций «Наследие В.Г.Шухова» и «Промышленная экология»  это актуальность исследования, научно-техническая обоснованность, новизна, креативность предлагаемой идеи, реалистичность практического применения (если это прибор), наличие иллюстраций, приложений, графиков. Если работа архитектурной направленности, то ко всему вышеперечисленному ещё добавляется и целостность композиционного решения, умелое владение средствами художественной выразительности. Что касается номинации «Молодёжный взгляд на развитие региона», то здесь, прежде всего, будет оцениваться проектная идея, чёткость её изложения, её положительный эффект,  важность этой идеи для региона и муниципальной территории, чёткость определения целей, методов, средств внедрения, степень полезности проекта, естественно новизна той или иной проблемы и, безусловно, наличие в проекте определённых экономических расчётов, для более чёткого представления о том, какое количество средств необходимо на реализацию и внедрение этой идеи.

- Какие у вас есть вспомогательные ресурсы?

- Для того, чтобы ребёнок мог участвовать в конкурсе и шёл в ногу со временем, его руководитель должен быть подкован по многим вопросам. Поэтому мы организуем обучающие семинары для педагогов. Ежегодно университет совместно с Белгородским областным Дворцом детского творчества организовывают встречи в муниципальных территориях со школьниками 8-11 классов, педагогическими работниками и родителями. А в этом году мы планируем в каждом районе провести конференцию «Инженерные кадры для инновационной России»  для учащихся 11 классов, их родителей, а для педагогов – круглый стол «Профессиональное самоопределение школьников». Вот ссылки на группы:

Контактная информация по конкурсу:  

https://vk.com/event128653585
http://www.bstu.ru

http://www.belobldvorec.ru 

my-belgorodcy@mail.ru

 

- Что вы могли бы посоветовать тем детям, которые хотят начать заниматься творчеством?

- Если это касается участия в проектах, то, прежде всего, направить своё творчество в нужное русло. Чтобы это были не просто рисунки. Любая научно-исследовательская работа должна нести в себе смысловую нагрузку.  Это должно быть нечто такое, что потом можно было бы в будущем с успехом применить на практике.  Например, если это образовательный проект, то он должен быть таким, чтобы его можно было использовать учителями школ в учебно-воспитательном процессе.

- Что вы хотели бы пожелать участникам конкурса?

 - Тем ребятам, которые будут принимать участие в конкурсе в этом году, я хотела бы пожелать комфортного эмоционального состояния,  сверкающих глаз, отличных идей, реализованных проектов, гордости за то, что они участвуют в конкурсе, который их учит думать, действовать, решать!

 

Александр Журавлёв

 

 

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки